Особенности духовной поэзии русских поэтов
Духовная поэзия русских поэтов имеет свои особенности, которые делают ее уникальной и отличают от других видов поэзии. Вот некоторые из них:
Религиозная тематика
Одной из основных особенностей духовной поэзии русских поэтов является присутствие религиозной тематики. В своих стихах они обращаются к Богу, рассуждают о вере, молитве, духовных ценностях и ищут ответы на вопросы о смысле жизни и существования.
Символизм и метафоры
Духовная поэзия русских поэтов часто использует символизм и метафоры для передачи глубоких духовных и философских идей. Они используют образы и символы, чтобы выразить свои мысли и чувства, создавая богатые и многозначительные тексты.
Эмоциональность и экспрессивность
Духовная поэзия русских поэтов отличается высокой эмоциональностью и экспрессивностью. Они передают свои глубокие чувства и переживания через стихи, используя яркие образы, сильные эпитеты и музыкальность языка.
Связь с народной культурой
Русская духовная поэзия имеет тесную связь с народной культурой и традициями. Многие поэты черпают вдохновение из народных песен, обрядов и легенд, вкладывая в свои стихи народную мудрость и образы.
Философский подход
Духовная поэзия русских поэтов часто имеет философский подход к жизни и существованию. Они задают глубокие вопросы о смысле бытия, справедливости, любви и ищут ответы на них через свои стихи.
Все эти особенности делают духовную поэзию русских поэтов уникальной и значимой в мире литературы. Она помогает нам задуматься о вечных ценностях и духовных аспектах нашей жизни.
История развития духовной поэзии в России
Духовная поэзия в России имеет долгую и богатую историю, которая начинается с появления христианства на Руси. С самого начала, религиозные тексты и молитвы были написаны в стихотворной форме, что стало отправной точкой для развития духовной поэзии.
Первые известные примеры духовной поэзии в России относятся к XI-XII векам. Это были стихи, написанные монахами и святыми, которые отражали их веру и духовный опыт. Эти стихи были часто использованы в церковных службах и песнопениях.
В XIV-XV веках, с развитием литературы и культуры, духовная поэзия стала более разнообразной и выразительной. В этот период появились такие известные поэты, как Сергий Радонежский и Аввакум. Их стихи отражали их веру, мудрость и стремление к духовному совершенству.
В XVIII веке, в эпоху Просвещения, духовная поэзия стала менее популярной, так как на первый план вышли рационализм и научный подход. Однако, некоторые поэты, такие как Федор Тютчев и Александр Блок, продолжали писать стихи, которые отражали их духовные поиски и вопросы о смысле жизни.
В XX веке, в период советской власти, духовная поэзия стала подавляться и цензурироваться. Однако, некоторые поэты, такие как Анна Ахматова и Борис Пастернак, продолжали писать стихи, которые отражали их веру и духовные переживания.
В современной России, духовная поэзия продолжает существовать и развиваться. Многие современные поэты пишут стихи, которые отражают их веру, духовные поиски и отношение к миру.
Таким образом, история развития духовной поэзии в России свидетельствует о ее значимости и влиянии на культуру и литературу страны
Она является важной частью национального наследия и помогает нам понять историю и духовные ценности русского народа
Федор Иванович Тютчев
ПОСЛЕДНИЙ КАТАКЛИЗМ
Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!
1829
НАШ ВЕК
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует;
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит.
Не скажет век, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит пред замкнутою дверью:
«Впусти меня! Я верю, Боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
1851
***
Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.
1855
***
О, вещая душа моя,
О, сердце полное тревоги,
О как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так, ты жилица двух миров,
Твой день — болезненный и страстный,
Твой сон — пророчески-неясный,
Как откровение духов…
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковыя,
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.
1855 — 1857-й
***
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?
Блеснет твой луч и оживит
И сон разгонит и туманы…
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет…
Кто их излечит, кто прикроет? —
Ты, риза чистая Христа…
Афанасий Афанасьевич Фет
***
Тихо ночью на степи;
Небо ей сказало: «Спи!»-
И курганы спят;
Звезды ж крупные в лучах
Говорят на небесах:
«Вечный — свят, свят, свят!»
В небе чутко и светло;
Неподвижное крыло
За плечом молчит,-
Нет движенья, — лишь порой
Бриллиантовой слезой
Ангел пролетит…
1847
***
Дух всюду сущий и единый.
Державин
Я потрясен, когда кругом
Гудят леса, грохочет гром
И в блеск огней гляжу я снизу,
Когда, испугом обуян,
На скалы мечет океан
Твою серебряную ризу;
Но, просветленный и немой,
Овеян властью неземной
Стою не в этот миг тяжелый,
А в час, когда, как бы во сне,
Твой светлый ангел шепчет мне
Неизреченные глаголы.
Я загораюсь и горю,
Я порываюсь и парю
В томленьях крайнего усилья
И верю сердцем, что растут
И тотчас в небо унесут
Меня раскинутые крылья.
1885
Николай Алексеевич Некрасов
ТИШИНА
Все рожь кругом, как степь живая,
Ни замков, ни морей, ни гор…
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!
За дальним Средиземным морем,
Под небом ярче твоего,
Искал я примиренья с горем
И не нашел я ничего!
Я там не свой: хандрю, немею,
Не одолев мою судьбу,
Я там погнулся перед нею,
Но ты дохнула — и сумею,
Быть может, выдержать борьбу!
Я твой. Пусть ропот укоризны
За мною по пятам бежал,
Не небесам чужой отчизны —
Я песни родине слагал!
И ныне жадно поверяю
Мечту любимую мою,
И в умиленье посылаю
Всему привет… Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,
И нив широкие размеры…
Храм Божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.
Нет отрицанья, нет сомненья,
И шепчет голос неземной:
Лови минуту умиленья,
Войди с открытой головой!
Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!
Храм воздыханья, храм печали —
Убогий храм земли твоей:
Тяжеле стонов не слыхали
Ни римский Петр, ни Колизей!
Сюда народ, тобой любимый,
Своей тоски неодолимой
Святое бремя приносил —
И облегченный уходил!
Войди! Христос наложит руки
И снимет волею святой
С души оковы, с сердца муки
И язвы с совести больной…
Я внял… я детски умилился…
И долго я рыдал и бился
О плиты старые челом,
Чтобы простил, чтоб заступился,
Чтоб осенил меня крестом
Бог угнетенных, Бог скорбящих,
Бог поколений, предстоящих
Пред этим скудным алтарем!..
1857
Биография Зинаиды Маркиной
Зинаида Миркина родилась в 1926 году в Москве в атеистической семье. Отец – большевик, заместитель директора Теплотехнического института, мать – активная комсомолка. Вся атмосфера дома была пронизана глубокой верой в идеалы революции. Духовная лирика могла бы вызвать только насмешку и недоумение.
Девочка рано стала задумываться о жизни, о душевных приоритетах. В 14 лет к ней попала книга Бруно Ясенского «Человек меняет кожу», которая убедила Зинаиду в том, что горение души намного важнее материальных ценностей, мало того, это горение даже важнее результатов самого горения. Главное, чтобы душа не спала, чтобы она была на пределе своих усилий.
Затем война, эвакуация в Новосибирск. Голод, тяжелый быт, изнурительные работы школьников в совхозе… Спасалась стихами, которые писала уже давно, но эта поэзия была далека от духовной.
В Новосибирске ее стихи оценили, она стала редактором школьной газеты, учителя поддержали одаренную девочку. Но Зинаида тосковала по Москве и, когда пришло время поступать в институт, вернулась в родной город.
Аполлон Николаевич Майков
Дорог мне, перед иконой
В светлой ризе золотой,
Этот ярый воск, возжженный
Чьей неведомо рукой.
Знаю я — свеча пылает,
Клир торжественно поет:
Чье-то горе утихает,
Кто-то слезы тихо льет,
Светлый ангел упованья
Пролетает над толпой…
Этих свеч знаменованье
Чую трепетной душой:
Это — медный грош вдовицы,
Это — лепта бедняка,
Это… может быть… убийцы
Покаянная тоска…
Это — светлое мгновенье
В диком мраке и глуши,
Память слез и умиленья
В вечность глянувшей души…
1869
Не говори, что нет спасенья,
Что ты в печалях изнемог:
Чем ночь темней, тем ярче звезды,
Чем глубже скорбь, тем ближе Бог…
ПУСТЫННИК
И ангел мне сказал: иди, оставь их грады,
В пустыню скройся ты, чтоб там огонь
лампады,
Тебе поверенный, до срока уберечь,
Дабы, когда тщету сует они познают,
Возжаждут Истины и света пожелают,
Им было б чем свои светильники возжечь.
Иван Саввич Никитин
МОЛИТВА ДИТЯТИ
Молись, дитя: сомненья камень
Твоей груди не тяготит;
Твоей молитвы чистый пламень
Святой любовию горит.
Молись, дитя: тебе внимает
Творец бесчисленных миров,
И капли слез твоих считает,
И отвечать тебе готов.
Быть может, ангел, твой хранитель,
Все эти слезы соберет
И их в надзвездную обитель
К престолу Бога отнесет.
Молись, дитя, мужай с летами!
И дай Бог, в пору поздних лет
Такими ж светлыми очами
Тебе глядеть на Божий свет!
Но если жизнь тебя измучит
И ум и сердце возмутит,
Но если жизнь роптать научит,
Любовь и веру погасит,-
Приникни с жаркими слезами,
Креста подножье обоими:
Ты примиришься с небесами,
С самим собою и с людьми.
И вновь тогда из райской сени
Хранитель ангел твой сойдет
И за тебя, склонив колени,
Молитву к Богу вознесет.
1853
СЛАДОСТЬ МОЛИТВЫ
Бывают минуты,- тоскою убитый,
На ложе до утра без сна я сижу,
И нет на устах моих теплой молитвы,
И с грустью на образ святой я гляжу.
Вокруг меня в комнате тихо, безмолвно…
Лампада в углу одиноко горит,
И кажется мне, что святая икона
Мне в очи с укором и строго глядит.
И дума за думой на ум мне приходит,
И жар непонятный по жилам течет,
И сердце отрады ни в чем не находит,
И волос от тайного страха встает.
И вспомню тогда я тревогу желаний,
И жгучие слезы тяжелых утрат,
Неверность надежды и горечь страданий,
И скрытый под маской глубокий разврат,
Всю бедность и суетность нашего века,
Все мелочи жалких, ничтожных забот,
Все зло в этом мире, всю скорбь человека,
И грозную вечность, и с жизнью расчет;
И вспомню я крест на Голгофе позорной,
Облитого кровью Страдальца на нем,
При шуме и кликах насмешки народной
Поникшего тихо покорным челом…
И страшно мне станет от этих видений,
И с ложа невольно тогда я сойду,
Склоню пред иконой святою колени
И с жаркой молитвою ниц упаду.
И мнится мне, слышу я шепот невнятный,
И кто-то со мной в полумраке стоит:
Быть может, незримо, в тот миг благодатный,
Мой ангел-хранитель молитву творит.
И в душу прольется мне светлая радость,
И смело на образ тогда я взгляну,
И, чувствуя в сердце какую-то сладость,
На ложе я лягу и крепко засну.
1854
Яков Петрович Полонский
МОЛИТВА
Отче наш! Сына моленью внемли!
Все-проникающую,
Все-созидающую,
Братскую дай нам любовь на земли!
Сыне, Распятый во имя любви!
Ожесточаемое
Оскудеваемое
Сердце Ты в нас освежи, обнови!
Дух Святый! Правды источник живой!
Дай силу страждущему!
Разуму жаждущему
Ты вожделенные тайны открой!
Боже! Спаси Ты от всяких цепей
Душу проснувшуюся
И ужаснувшуюся
Мрака и зла и неправды людей!
Вставших на глас Твой услыши мольбу,
И цепенеющую,
В лени коснеющую
Жизнь разбуди на святую борьбу!
Между 1855 и 1860
У ХРАМА
Душный день догорал,
Дальний звон меня звал,
И как в рай, в Божий храм
Запросилась душа.
И спеша, и дыша
Тяжело, по пескам,
По лесистым буграм
Шел я, бледен и хил,
Точно крест волочил,
И дошел до ворот,
Где теснился народ.
Жаждал видеть я ряд
Посребренных лампад,
Запрестольных свечей
Седмь горящих огней;
Созерцать в золотых
Ризах лики святых,
Певчим хорам внимать
И блаженно вздыхать,
В теплом дыме кадил,
Чуя Господа сил.
Но я, хил и убог,
В храм пробраться не мог:
Суетливой толпой,
Теснотой, толкотней,
Я — безжалостно смят,
Я — отброшен назад,
И, как нищий старик,
У решетки поник.
Крест на храме сиял,
Он один затмевал
Сотни наших свечей,
Весь в багрянце лучей
Он сиял от зари,
Что твои алтари!
Там стрижи вверх и вниз
Чуть мелькая вились,
И, забывчиво-тих,-
Я заслушался их.
Как над былием лес,
Над землей, надо мной,
Над церковной главой
Вековечных небес
Расстилалася высь.
«Маловерный, молись!»
Как журчанье волны,
Пронеслось с вышины…
И уж я сознавал,
Что я в храме стоял, —
В храме, полном огней,
Перелетных лучей,
И невидимых крыл,
И неведомых сил.
Между 1885 и 1890
Таблица сравнения духовной поэзии русских поэтов
Аспект | Духовная поэзия | Обычная поэзия |
---|---|---|
Тематика | Религиозные и духовные темы, поиск смысла жизни, связь с высшими силами | Разнообразные темы, включая любовь, природу, философию и т.д. |
Цель | Воспевание духовных ценностей, вдохновение, поиск ответов на вопросы о смысле жизни | Эстетическое удовольствие, передача эмоций и мыслей |
Язык и стиль | Часто используется символика, образы, метафоры, архаичные слова и фразы | Разнообразные стили и языковые средства, в зависимости от поэта и его тематики |
Влияние религии | Сильное влияние религиозных убеждений и традиций | Может быть присутствие религиозных мотивов, но не является основным фокусом |
Значение в современном мире | Помогает людям находить внутреннюю гармонию, вдохновляет на духовный рост и размышления | Развлекает, вызывает эмоции, отражает разнообразие человеческого опыта |
Значение духовной поэзии в современном мире
Духовная поэзия играет важную роль в современном мире, предоставляя людям возможность обратиться к глубинным и универсальным аспектам человеческой души и духовности. В эпоху быстрого темпа жизни, технологического прогресса и повсеместной информации, духовная поэзия становится своеобразным убежищем, где люди могут найти внутренний покой, вдохновение и понимание.
Одной из основных функций духовной поэзии является помощь людям в поиске смысла и цели своей жизни. Она позволяет задуматься над вопросами о сущности человеческого бытия, о природе любви, веры, смерти и бессмертия. Духовная поэзия помогает нам осознать наши внутренние противоречия, справиться с эмоциональными трудностями и найти гармонию внутри себя.
Духовная поэзия также способствует развитию эмпатии и сочувствия. Она позволяет нам взглянуть на мир глазами других людей, понять их радости и страдания, и проникнуться их опытом. Через духовную поэзию мы можем узнать о различных культурах, религиях и философиях, расширить свое мировоззрение и стать более толерантными и открытыми к разнообразию.
Кроме того, духовная поэзия имеет исцеляющую силу. Она может помочь нам преодолеть травмы и потери, найти утешение и надежду в трудные времена. Стихи, наполненные глубокими эмоциями и мудростью, могут стать источником внутренней силы и вдохновения, помогая нам преодолеть жизненные трудности и найти свое место в мире.
Наконец, духовная поэзия способна объединять людей. Она преодолевает границы языка, культуры и времени, объединяя людей разных национальностей и вероисповеданий. Через духовную поэзию мы можем найти общий язык с другими людьми, поделиться своими мыслями и чувствами, и создать сообщество, основанное на взаимопонимании и взаимной поддержке.
Таким образом, духовная поэзия имеет огромное значение в современном мире. Она помогает нам обрести внутреннюю гармонию, развивать эмпатию и сочувствие, и находить источник вдохновения и надежды. Духовная поэзия объединяет нас и помогает нам осознать нашу общую человеческую природу, преодолевая различия и создавая мир, основанный на любви и понимании.
Первые стихи о вере в Бога
Жизнь разделилась на 2 части – до и после болезни. Зинаида Маркова научилась ходить , научилась заново жить. Люди видят, «что я хожу как и все. А то, что у всех земля под ногами, а у меня канат, этого не видно. Держусь за воздух… А точнее – за ту самую небесную твердь.» Научилась жить глубже болезни, появилось выражение «поднырнуть под болезнь». И теперь Зинаида Александровна знает, что нет смертельной болезни. «Я не победила свою болезнь. Но и она не победила меня. У нас – ничья.»
«Мое самолечение – глубокое созерцание, выход в те просторы Духа, которые в самом деле вечны и законам этого мира не подвластны. Мы плохо себе представляем, до чего точно и верно выражение Достоевского, ставшее ходячим: мир красота спасет.»
Зинаида Миркина снова стала писать, стихи стали приходить «как буря, как гроза». Но это уже были другие стихи. Рождалась духовная поэзия…
В миги творчества приходила полнота жизни. А потом всё исчезало. Муза покидала так же, как и появлялась. Тагор об этом писал ««Я погрузил сосуд моего сердца в молчание этого часа, и он наполнился песнями»
И у Зинаиды было так же. Когда душа входит в тишину, в ней все отмывается и в этот чистый сосуд «натекает нечто из источника жизни». Каждое стихотворение – это ее опыт молитвы, но это помощь нашей душе. Ее стихи – это и славословие, и смирение, и благодарность, и прошение. Она умеет созерцать и помогает нам почувствовать Природу и прислушаться к Тишине.
В 1960 году произошло великое событие в жизни Зинаиды Маркиной. Встреча с человеком, который будет ее любовью всю жизнь, встреча с Григорием Померанцем. Когда я готовила эту статью, знакомство с этим потрясающим человеком для меня стало открытием. Ему я посвящу другую статью, потому здесь о философе и публицисте Григории Соломоновиче Померанце будет сказано немного. Рассказ о встрече Зинаиды Александровны Маркиной со своим самым дорогим человеком я продолжу в следующей статье.
А сейчас еще немного стихов Зинаиды Миркиной о вере в Бога, о Боге и любви, о Боге и жизни.
Иван Алексеевич Бунин
АНГЕЛ
В вечерний час, над степью мирной,
Когда закат над ней сиял,
Среди небес, стезей эфирной,
Вечерний ангел пролетал.
Он видел сумрак предзакатный, —
Уже синел вдали восток, —
И вдруг услышал он невнятный
Во ржах ребенка голосок.
Он шел, колосья собирая,
Сплетал венок и пел в тиши,
И были в песне звуки рая,-
Невинной, неземной души.
«Благослови меньшого брата, —
Сказал Господь.- Благослови
Младенца в тихий час заката
На путь и правды и любви!»
И ангел светлою улыбкой
Ребенка тихо осенил
И на закат лучисто-зыбкий
Поднялся в блеске нежных крыл.
И, точно крылья золотые,
Заря пылала в вышине.
И долго очи молодые
За ней следили в тишине!
1891
Осип Мандельштам
***
В хрустальном омуте какая крутизна!
За нас сионские предстательствуют горы,
И сумасшедших скал колючие соборы
Повисли в воздухе, где шерсть и тишина.
С висячей лестницы пророков и царей
Спускается орган, Святого Духа крепость,
Овчарок бодрый лай и добрая свирепость,
Овчины пастухов и посохи судей.
Вот неподвижная земля, и вместе с ней
Я христианства пью холодный горный воздух,
Крутое «Верую» и псалмопевца роздых,
Ключи и рубища апостольских церквей.
Какая линия могла бы передать
Хрусталь высоких нот в эфире укреплённом,
И с христианских гор в пространстве изумлённом,
Как Палестрины песнь, нисходит благодать!
1919
СТИХИ ИЕРОМОНАХА РОМАНА
* * *
Страх Господень — авва воздержания,
Воздержанье дарит исцеление.
Лучшая поэзия — молчание,
Лучшее молчание — моление.
Лучшая молитва — покаяние,
Покаянье тщетно без прощения.
Лучшее пред Богом предстояние —
В глубине высокого смирения.
Я забудусь в таинстве молчания
Пред иконой чудной — УМИЛЕНИЕ.
Да очистят слезы покаяния
Высшую поэзию — моление.
28 марта 1991 г.
* * *
Без Бога нация — толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, — жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
8 августа 1990 г.
П. Кярово
* * *
Сеем рожь, а косим лебеду,
Непрестанно ищем виноватых.
Строим рай, а вертимся в аду,
Узнавая в ближнем супостата.
Словоблудьем залита земля,
Каждый норовит в евангелисты
И к кормушке, дабы опосля
Самому свернуть с тропы тернистой.
Плоть ликует, Дух уничижен,
Суета перечеркнула Вечность.
И страну десницею чужой
Волокут куда-то на увечья.
Наши души, от тоскливых дум
Обессилив, примирились с ложью…
Потому и сеем лебеду,
Называя всеянное рожью.
31 января 1993 г.
Г. Каменец
***
В келии лампаду затеплю,
Положу Псалтырь на аналой.
Господи, Ты видишь, я скорблю,
Господи, услыши голос мой.
Полночь. Ни звезды нет, ни луны.
Птицы затаились, не поют.
Господи, воззвах из глубины,
Просветиши светом тьму мою.
Обступиша мя со всех сторон.
Где Ты, где Ты, Крепосте моя?
Видящие мя бежаша вон,
Ближние далече отстоят.
Пред Тобою, Боже, согреших,
Милосердный Господи, прости!
От моей страдающей души
Своего лица не отврати!
Человеколюбче, укрепи,
Благодатью Духа отогрей.
Долготерпеливе, потерпи
Ради чудной Матери Своей.
Не отрини, Радосте моя,
Разгони стужащих, яко дым.
Нелицеприятный Судия,
Да не внидешь в Суд с рабом Твоим.
Если б смертью своего раба
Ты коснулся б чьей-нибудь души,
Жизнь свою, к ногам Твоим припав,
Лептою вдовицы б положил.
12 мая 1989г.,
п. Кярово
Пресвятая Богородице,спаси нас!
Пускай по мне злорадствуют в аду,
И жар геены душу обжигает.
К Святей Твоей иконе припаду,
Моя Отроковице Преблагая!
О, Цвете несказанной чистоты!
Душа моя к Тебе взывает стоном:
Заступнице моя, когда б не Ты,
К кому б еще прибегнул недостойный?
Мой верный Ангел, далеко стоя,
Скорбит и плачет о моем лукавстве.
Не оттолкни ж, Владычице моя,
Когда пойду, убогий, по мытарствам.
О, как предстаю я перед Судией?
(Замри, душе, заранее рыдая.)
О, Дево, будь поддержкою моей,
Пред Ним моим последним Оправданьем.
Рыдай, душе, покуда время есть,
Откуда ложь, откуда зло — не знаю.
За Сына Твоего готов на крест,
И сам же, окаянный, распинаю.
Моя Царице, Радосте моя,
Хоть Ты меня не осуди, настави.
И пусть мне ад. И из геенны я
Тебя благославлю, о, Пресвятая.
19 июня 1982г.
г. Печоры
Алексей Константинович Толстой
БЛАГОВЕСТ
Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.
Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!
К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,
В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной
Томим тоскою,
Молюсь и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;
Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,
И сердце радостно
Дрожит и тает,
Пока звон благостный
Не замирает…
1840-е годы
***
Лишь только один я останусь с собою,
Меня голоса призывают толпою,
Которому ж голосу отповедь дам?
В сомнении рвется душа пополам.
Советов, угроз, обещаний так много,
Но где же прямая, святая дорога?
С мучительной думой стою на пути —
Не знаю. направо ль, налево ль идти?
Махни уж рукой, да иди, не робея,
На голос, который всех манит сильнее,
Который немолчно, вблизи, вдалеке,
С тобой говорит на родном языке!
1856
***
Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре —
О, не грусти, ты все мне дорога!
Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега.
Когда Глагола творческая сила
Толпы миров воззвала из ночи,
Любовь их все, как солнце, озарила,
И лишь на землю, к нам, ее светила
Нисходят порознь редкие лучи.
И порознь их отыскивая жадно,
Мы ловим отблеск вечной красоты;
Нам вестью лес о ней шумит отрадной)
О ней поток гремит струею хладной,
И говорят, качаяся, цветы.
И любим мы любовью раздробленной
И тихий шепот вербы над ручьем,
И милой девы взор, на нас склоненный,
И звездный блеск, и все красы вселенной,
И ничего мы вместе не сольем.
Но не грусти, земное минет горе,
Пожди еще — неволя недолга —
В одну любовь мы все сольемся вскоре,
В одну любовь, широкую, как море,
Что не вместят земные берега.
ИЗ ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ
«ДОН ЖУАН»
С нашей жизнью вечно смежная,
Вечно ищущая нас,
Смерть приходит, неизбежная.
В каждый день и в каждый час.
Благо, благо недремавшему,
Мирно гостью ожидавшему,
Неусыпно посылавшему
К небесам молящий глас!
1859-1860
К. P. (великий князь Константин Константинович)
* * *
Когда, провидя близкую разлуку,
Душа болит уныньем и тоской, —
Я говорю, тебе сжимая руку:
Христос с тобой!
Когда в избытке счастья неземного
Забьется сердце радостью порой,
Тогда тебе я повторяю снова:
Христос с тобой!
А если грусть, печаль и огорченье
Твоей владеют робкою душой,
Тогда тебе твержу я в утешенье:
Христос с тобой!
Любя, надеясь, кротко и смиренно
Свершай, о друг, ты этот путь земной
И веруй, что всегда и неизменно
Христос с тобой.
1886
* * *
Меня бранят, когда жалею
Я причиняющих печаль
Мне бессердечностью своею;
Меня бранят, когда мне жаль
Того, кто в слабости невольной
Иль в заблужденьи согрешит…
Хоть и обидно мне, и больно,
Но пусть никто не говорит,
Что семя доброе бессильно
Взойти добром; что только зло
На ниве жатвою обильной
Нам в назидание взошло.
Больней внимать таким сужденьям,
Чем грусть и скорбь сносить от тех,
Кому мгновенным увлеченьем
Случится впасть в ничтожный грех.
Не все ль виновны мы во многом,
Не все ли братья о Христе?
Не все ли грешны перед Богом,
За нас распятым на кресте?
1888
* * *
Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.
Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь?
1899
* * *
Бывают светлые мгновенья:
Земля так несравненно хороша!
И неземного восхищенья
Полна душа.
Творцу миров благоуханье
Несет цветок, и птица песнь дарит:
Создателя Его созданье
Благодарит.
О, если б воедино слиться
С цветком и птицею, и всей землей,
И с ними, как они, молиться
Одной мольбой;
Без слов, без думы, без прошенья
В восторге трепетном душой гореть
И в жизнерадостном забвенье
Благоговеть!
1902
Духовная поэзия – стихи Зинаиды Александровны Миркиной
А деревья за окном
Тихие-претихие.
А деревья за окном —
Иноки в исихии.
А деревья за окном
О душе-невольнице —
Обо мне, тебе, о нём —
Дни и ночи молятся.
***
Когда закатный свет приблизился к земле,
Когда последний луч зарделся на стволе,
Когда в одном узле скрестились все пути,
И стало ясно вдруг, что некуда идти,
И отворилась в нас такая глубина,
В которой не найти ни края и ни дна.
Минуты и часы остановили бег —
Был Богом до краёв наполнен человек.
* * *
Чем громче, тем дальше от Бога.
Чем тише, тем ближе к Нему.
Ни грома, ни трубного рога —
Лишь шёпот, раздвинувший тьму.
Ты близко, Ты рядом, Всевышний —
На всю мою муку ответ.
Всё тише, всё тише, всё тише…
И вот – расстояния нет.
И что-то до боли родное
Снимает тоску и вину,
И всею моей тишиною
Вступаю в Твою тишину.
* * *
Вот для чего дано нам зренье —
Увидеть ширь и даль морей
И высь небес как отраженье
Души невидимой своей.
И вдруг понять всей тьмой сердечной,
Всем жаром, вспыхнувшим в крови:
Душа как небо бесконечна,
А небеса – разлив любви.
***
Окунаются в облако белое,
В ветках — талого снега щепоть…
Ничего эти сосны не делают,
Все за них совершает Господь.
Тихий ветер. Дыханье весеннее
Да настойчивый зов с высоты.
Дай мне, Господи, столько смирения,
Чтоб ни капли меня — только Ты.
Смотрите еще!
История коня
Стыдливые незабудки
Ава Гарднер — жизнь актрисы в фото
Цитаты Катрин Денев
Универсальный человек Альберт Бурыкин
Радость каждого дня
Женский образ в индейской живописи
Памяти друга
Встреча с морем
Женщина-кошка
Николай Гумелёв
ВОРОТА РАЯ
Не семью печатями алмазными
В божий рай замкнулся вечный вход,
Он не манит блеском и соблазнами,
И его не ведает народ.
Это дверь в стене, давно заброшенной,
Камни, мох и больше ничего,
Возле — нищий, словно гость непрошеный,
И ключи у пояса его.
Мимо едут рыцари и латники,
Трубный вой, бряцанье серебра,
И никто не взглянет на привратника,
Светлого апостола Петра.
Все мечтают: «Там, у гроба божия,
Двери рая вскроются для нас,
На горе Фаворе, у подножия,
Прозвенит обетованный час».
Так проходит медленное чудище,
Завывая, трубит звонкий рог,
И апостол Петр в дырявом рубище,
Словно нищий, бледен и убог.
1910
Темы и мотивы в духовной поэзии русских поэтов
Духовная поэзия русских поэтов отличается глубокими и универсальными темами, которые затрагивают душу и вызывают размышления о смысле жизни и существования. Вот некоторые из основных тем и мотивов, которые можно найти в духовной поэзии русских поэтов:
Вера и религия
Одной из основных тем в духовной поэзии является вера и религия. Многие русские поэты обращаются к религиозным мотивам, исследуя вопросы веры, смысла жизни, существования Бога и духовного пути. Они выражают свои сомнения, поиски и взаимоотношения с Богом через стихи, создавая глубокие и проникновенные произведения.
Любовь и милосердие
Другой важной темой в духовной поэзии является любовь и милосердие. Русские поэты часто обращаются к идеалу бескорыстной и нежной любви, к доброте и состраданию к другим
Они выражают свои чувства и эмоции через стихи, показывая, что любовь и милосердие являются важными аспектами духовной жизни.
Смерть и бессмертие
Тема смерти и бессмертия также часто встречается в духовной поэзии. Русские поэты задумываются о смысле смерти, о том, что происходит после нее, и о вечности души. Они исследуют эти вопросы через свои стихи, пытаясь найти ответы и понять место смерти в духовной жизни.
Природа и красота
Природа и красота являются важными мотивами в духовной поэзии. Русские поэты наслаждаются красотой природы и видят в ней отражение божественного. Они описывают природные явления, пейзажи и сезоны, чтобы передать свои чувства и восхищение перед величием мира.
Самопознание и духовное развитие
Самопознание и духовное развитие являются важными темами в духовной поэзии. Русские поэты исследуют свою внутреннюю жизнь, свои мысли, чувства и эмоции, стремясь понять себя и свое место в мире. Они выражают свои размышления и поиски через стихи, создавая глубокие и интроспективные произведения.
Темы и мотивы в духовной поэзии русских поэтов разнообразны и отражают глубокие и универсальные аспекты человеческой души и духовности. Эти темы и мотивы продолжают вдохновлять и волновать читателей по всему миру, делая духовную поэзию важным и ценным наследием русской литературы.