Материал по тэгу: миларепа

Основатели линии

Жизненный путь

Исследователи до сих пор спорят по поводу года рождения Миларепы: кто-то утверждает, что он родился в 1038 году, однако официально признанной датой считается 1052 год.

Его жизнь нельзя назвать простой. Мальчик родился на тибетской земле в зажиточной семье. Однако отец скоропостижно умер от внезапной болезни.

Главой нескольких семей стал дядя по отцовской линии. Он был довольно жестоким человеком и несправедливо поступал по отношению к Миларепе, его матери и сестре, забрал все имущество отца, унижал их.

Мать, обессиленная от жестокости дяди, затаила на него злобу. Как только сын стал совершеннолетним, она убедила его обучиться магии, чтобы воплотить ее в мести.

Однажды дядя устроил праздник на широкую ногу. Выучившийся магии юноша, используя свои практические знания, сделал так, что обвалилась крыша. Погибло больше трех десятков гостей, а дядя с супругой выжили.

Такая месть вызвала гнев всех соседей. Тогда Миларепа вызвал сильный ураган, погубивший весь урожай.

Позднее молодой человек понял, что подобной местью он ничего не добьется и решил очиститься от кармических последствий, встав на путь истины.

Миларепа стал искать себе учителя — духовного наставника, который мог бы ему помочь в таком нелегком деле. Ему посоветовали Марпу, знаменитого переводами сутр.

Марпа был суров к Миларепе, не хотел брать его постоянным учеником. Он ставил перед ним очень сложные задачи, судил строго и заставлял юношу строить башни. И когда тот возводил очередную из них, учитель придирался, разрушал конструкцию и заставлял строить по новой.

Подобные башни строил Миларепа

Путем долгих просьб и уговоров учитель, наконец, предоставил нужные знания и наставления для медитаций. В трудных условиях молодой человек занимался жесткой практикой, читал мантры, совершенствовался в искусстве йоги.

Позднее святой говорил:

Спустя дюжину лет непрерывных медитативных практик Миларепа наконец достиг ваджрадхары — абсолютного просветления. Считается, что он первым познал пробуждение в течение одного воплощения, имея негативную карму и без заслуг в прошлых жизнях.

В возрасте 45 лет он стал жить в пещере под названием Дракар Тасо, бродить по свету, как аскет, и распространять буддийскую философию вместе с секретами йоги.

Учитель покинул тело в 1135 году, оставив за собой выдающихся последователей Речунга и Гампопу. Они, в свою очередь, стали дальше распространять учение Кагью.

Три типа обучения

Линия передачи школы Кагью делит учения Махамудры на три типа: «сутра Махамудра», «тантра Махамудра» и «сущность Махамудры» (махамудра взгляда или основы, махамудра пути и махамудра плода, или махамудра теории, махамудра практики и махамудра осуществления), в формулировке, которая, по-видимому, происходит от Джамгона Конгтрула.

Сутра Махамудра, как следует из названия, черпает свои философские взгляды и медитативные техники из традиции Сутраяны. Тантрическая Махамудра использует такие тантрические техники, как туммо, йога сновидений и осел, три из шести йог Наропы. Сущность Махамудры основана на прямом наставлении квалифицированного ламы, известном как указывающее наставление.

Экстраординарные практики медитации

Практика обычной медитации в конечном счете приводит человека к йоге простоты, которая, согласно Гампопе, есть «понимание сущностного состояния этого осознания как не-рожденной , выходящей за пределы концептуальных модусов реальности и нереальности.Человек видит все явления такими, какие они есть, неконцептуально, вне пределов существования и небытия.

Один вкус — все многообразие целостности

Согласно Гампопе, йога Единого вкуса — это » понимание различных проявлений как единого целого с точки зрения их внутренней природы.»

Говорит Пхагмо Друпа:

Медитируя на единый вкус всех вещей, медитирующий познает единый вкус всех этих вещей. Разнообразие видимостей и непознаваний, ум и пустота, пустота и непустота-все это один вкус, неразличимый в своей внутренней пустоте. Понимание и отсутствие понимания-это один вкус; медитация и не-медитация неразличимы; медитация и отсутствие медитации объединены в один вкус; различение и отсутствие различения-это один вкус в пространстве реальности.

Не-медитация

Гампопа утверждает, что не-медитация — это «непрестанное осознание единства видимости и ее внутренней пустоты.»

Говорит Пхагмо Друпа:

Совершенствуя эту стадию , медитирующий достигает обнаженного, ничем не поддерживаемого осознания. Это неразличающее осознание и есть медитация!

Выходя за пределы двойственности медитации и медитирующего, внешней и внутренней реальностей, медитирующее осознавание растворяется в своей сияющей ясности. Выходя за пределы интеллекта, он лишен двойственности медитации и пост-медитации. Такова квинтэссенция ума. 

Первое использование термина Махамудра

Было высказано предположение, что впервые этот термин был использован в 7-м веке н. э. Манджушримулакальпа, в котором он относится к жесту руки. Этот термин упоминается все чаще по мере дальнейшего развития буддийской тантры, особенно в Йогатантрах, где он встречается в Таттвасанграхе и Ваджрашекхара-тантре. Здесь он также обозначает жест руки, теперь связанный с тремя другими мудрами рук-действием (карма), обетом (самайя) и дхарма—мудрами, — но также включает в себя «повторение мантр и визуализацию, которые символизируют и помогают осуществить полное отождествление человека с божественной формой божества или пробуждающимся умом (бодхичитта). В тантрах Махайоги, таких как Гухьясамаджа тантра, оно «имеет множество значений, включая созерцание-декламацию, способствующую адамантичному телу, речи и уму Татхагат».; и объект-пустота — через осознание которого «все совершается», и он также используется как синоним пробужденного ума, который, как говорят, «изначально не рожден, пуст, не-создан, несуществующий, лишенный самости, естественно светящийся и непорочный, как небо.»

В тантрах Йогини или Ануттарайоги Махамудра «выступает в качестве важнейшей буддийской концепции.» Как объясняет ученый Роджер Джексон:

Хотя она все еще связана там с практикой мандалы стадии творения, она чаще связана с медитациями стадии завершения, включающими манипулирование ментальными и физическими силами в тонком теле, чтобы создать божественную форму и сияющий, блаженный, неконцептуальный гнозис.

В обсуждениях стадии завершения в таких тантрических системах, как Хеваджра, Чакрасамвара и Калачакра, Махамудра имеет три особенно важных значения. Во-первых, это может относиться к женщине-супруге практикующего в сексуальных практиках йоги.

Во-вторых, как и прежде, это одна из последовательностей мудр, соответствующих различным буддийским концепциям, переживаниям и стадиям пути. Здесь, однако, это обычно кульминация серии, прямая реализация природы ума и реальности, которая превосходит и совершенствует другие, более традиционные печати, включая те, которые связаны с реальной или визуализированной сексуальной йогой.

В-третьих, Махамудра сама по себе означает высшую истину, реализацию или достижение практики Йогини-Тантры: великую печать, которая отмечает все явления и переживания; синоним таковости, тождества, пустоты, пространства и богини Найратмии (не-я); неизменное блаженство вне объекта и субъекта, формы, мысли или выражения; и высшее гностическое достижение, Махамудра-сиддхи.

Тхубтен Йеше объясняет: «Махамудра означает абсолютную печать, тотальность, неизменность. Запечатывание чего-то подразумевает, что вы не сможете его уничтожить. Махамудру никто не создавал и не выдумывал, поэтому она не может быть уничтожена. Это абсолютная реальность».

Арьядева резюмирует: «Обсуждение того, как достичь Махамудры, включает в себя методы медитации на самом уме как на чем-то, имеющем пустоту в качестве своей природы».

О книге

Бывает так, что, сосредоточиваясь на собственной жизни, забываешь, как много интересного может происходить в мире, насколько увлекательны истории других людей. А читая книги, ты будто отправляешься в другой мир и можешь побыть кем-то другим или посмотреть на этих других намного ближе и внимательнее. Это возможность оставить реальность в стороне и погрузиться в мир, представленный автором.

Для тех, кто интересуется религией, книга «Великий Йог Тибета Миларепа» Речунг Дордже Драгпа будет очень познавательна, она относится к жанру религия. С этой книгой ощущаешь не только интерес к судьбам героев, но и интерес к тому, что может произойти с любым человеком. Читая, понимаешь, что герои – такие же люди, что у них есть такие же переживания и чувства, и это вызывает ещё больший отклик в душе.

Афоризмы

  1. Пусть мудрец усилием, серьёзностью, самоограничением и воздержанием сотворит остров, который нельзя сокрушить потоком.
  2. Пусть он откажется от гнева, пусть он оставит самодовольство, пусть он превозможет все привязанности. Никакие несчастья не случаются с тем, кто не привязан к имени и форме.
  3. Пусть он спешит совершить благое; от зла пусть он удерживает свой ум. Ибо ум того, кто не спешит делать добро, находит удовольствие в зле.
  4. Пусть смотрит он не на ошибки других, на сделанное и несделанное другими, но на сделанное и несделанное им самим.
  5. Сколько бы мудрых слов ты ни прочел, сколько бы ни произнес, какой тебе от них толк, коль ты не применяешь их на деле?
  6. Следует бояться не возникновения мыслей, а промедления в их осознании.
  7. Слова имеют силу и могут как уничтожать, так и исцелять. Правильные и добрые слова могут изменить наш мир.
  8. Собственность — это не вещи, а мысли. Можно иметь вещи и при этом не быть собственником.
  9. Спокойствие находится внутри вас. Не ищите его вовне.
  10. Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, мудрецы смиряют самих себя.
  11. Существуют две истины – о страдании и возникновении страдания. Главная причина страданий – в неуемности человеческих желаний. Однако эти желания не ведут к счастью. Они либо неисполнимы, и это приносит печаль, либо исполняются, и тогда мы убеждаемся в эфемерности своего счастья, а страх потери лишает его смысла. Но мы продолжаем желать вновь и вновь, и именно эта ненасытная жажда толкает нас от одной вереницы страданий к другой.
  12. Счастье — это не удачное сочетание внешних обстоятельств. Это просто состояние вашего ума.
  13. Те, которые смирят свою мысль, блуждающую вдалеке, бредущую в одиночку, бестелесную, скрытую в сердце, освободятся.
  14. Терпение — это противоядие от гнева.
  15. Тот может, кто думает, что может.
  16. Тот, кто сидит в одиночестве, спит в одиночестве, бродит в одиночестве, тот, кто деятелен и сдерживает себя сам, пусть радуется в лесной чаще.
  17. Три вещи нельзя скрыть: солнце, луну и истину.
  18. Ты будешь наказан не за свой гнев; ты будешь наказан своим гневом.
  19. Ты теряешь только то, за что держишься.
  20. Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.
  21. У него спокойная мысль, и слово спокойно и деяние. У такого спокойного и освобождённого — совершенное знание.
  22. Умному человеку достаточно несколько мгновений, связанных с мудрым человеком, чтобы постичь истинный закон жизни.
  23. Часто красноречие затеняет истинный смысл слов.
  24. Человек должен избегать крайностей, тогда он и будет идти по верному пути.
  25. Человек должен учиться тайнам жизни у самого себя, а не слепо верить в другие учения.
  26. Человеку, который по неразумию причиняет мне зло, я воздам, защитив его самою щедрою любовью; и чем больше зла будет исходить от него, тем больше добра будет исходить от меня.
  27. Что за смех, что за радость, когда мир постоянно горит? Покрытые тьмой, почему вы не ищете света?
  28. Что толку в красноречии человека, если он не следует своим словам?
  29. Что толку в том, что человек пытается показать нам свою величественную внешность, когда внутри у него пустота?
  30. Чтобы наслаждаться хорошим здоровьем, чтобы создать истинное счастье для своей семьи, чтобы принести мир всем, нужно сначала обуздать и контролировать свой собственный ум. Если человек может управлять своим сознанием, то он сможет найти путь к Просветлению и вся мудрость и добродетель, естественно, придут к нему.
  31. Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют.

И это очевидно, что все высказывания Будды навсегда останутся в истории человечества.

Читайте далее:

Великая судьба Будды Шакьямуни

Лакшми – богиня процветания в Индии

Полезные свойства масла гхи

Что такое крийя-йога

Религия Сикхизм в Индии

Фестиваль Холи в Индии

Линии передачи Кагью Махамудры

Кхедруп Гелек Пелзанг, 1-й Панчен-лама, определил ряд линий Махамудры в соответствии с их основными практиками достижения Махамудры. В своих учениях о корневом тексте первого Панчен-Ламы и автокомментариях 14-й Далай-Лама определил линии практики Кагью следующим образом:

1) Традиция Карма Кагью «Одновременно возникающая как слияние» — это традиция, введенная Гампопой с основной практикой Шести йог Наропы.
2) Традиция Шангпа Кагью «Шкатулка для амулетов» — эта традиция пришла от Кхьюнгпо Налджора, и ее основная практика — это Шесть йог Нигумы.
3) Традиция Дрикунг Кагью «Обладание пятью» — Джигтен Гонпо основал школу и линию Махамудры, основная практика которой известна как «Пятеричная махамудра«, состоящая из бодхичитты, практики йидама, гуру-йоги, Махамудры и посвящения.

4) Традиция Друкпа Кагью «Шесть сфер равного вкуса» — Цангпа Гьяре основал эту традицию, которая охватывает целый ряд практик, включая Шесть йог Наропы.
5) Традиция Дагпо Кагью «Четыре слога» — это традиция, которая происходит от Майтрипы. Четыре слога — это а-ма-на-си, которые составляют санскритское слово, означающее «не принимать в ум» и прошедшее через ветви Дагпо-Кагью, то есть все, что происходит от учений Тилопы, а не Нигумы, что на практике означает все, кроме Шангпа-Кагью.

Махамудра — Йога со-возникновения

Махамудра (термин подается обычно на санскрите; тибетский: ཕྱག ་ ཆེན ་, вайли: phyag сhen, сокращение тибетского: ཕྱག ་ རྒྱ ་ ཆེན ་ པོ ་, вайли: Phyag rgya Chen po, тхл: chag-gya Chen-Po, пхагья ченпо) буквально означает «великая печать» или «великий отпечаток» и относится к тому факту, что «все явления неизбежно запечатлены фактом неразрывной мудрости и пустоты».

Махамудра — это многовалентный термин, имеющий большое значение в позднем индийском буддизме и тибетском буддизме, который «также иногда встречается в индуистском и Восточноазиатском буддийском эзотеризме.»

Это название также относится к совокупности учений, представляющих собой кульминацию всех практик школ Сарма (школ нового перевода буддийских писаний) тибетского буддизма, которые считают его квинтэссенцией всех своих священных текстов. Часть Мудра означает, что в переживании адептом реальности каждое явление проявляется ярко, а часть Маха относится к тому факту, что оно находится за пределами концепции, воображения и проекции. Практика Махамудры также известна как учение, называемое “Сахаджайога” или “йога совместного возникновения”. В тибетском буддизме, особенно в школе Кагью, это иногда рассматривается как различные буддийские колесницы (Яна), в Сахаджаяне («Sahajayana», тиб: лхен чиг ге па), также известная как колесница самоосвобождения.

Индийская линия передачи учений Махамудры

Все различные линии тибетской Махамудры берут свое начало от махасиддхов империи Пала — в Индии 8-12 века. Самая ранняя фигура-поэт десятого века йогин Сараха и его ученик Нагарджуна, (не путать с более ранним философом). Сборники стихов и песен Сарахи, в основном составленные на языке апабхрамса, являются самыми ранними индийскими источниками для учения Махамудры, если не считать буддийских тантр.

Среди других влиятельных индийских махасиддхов — Тилопа, его ученик Наропа и супруга (или сестра) Наропы — Дакини Нигума. Песня Тилопы «Ганга Махамудра» — это широко распространенный короткий текст Махамудры. Нигума является важным источником для линии Махамудры в Шангпа Кагью.

Ученик Тилопы Майтрипа стал главным учителем Махамудры в Индии в его время, и большинство линий Махамудры прослеживаются от Майтрипы. Майтрипа был очень влиятельной фигурой XI века, ученым и тантриком, который широко преподавал Ратнаготравибхагу, текст, который широко рассматривается как связующее звено между сутрическими воззрениями Махаяны и Ануттарайогатантры. Он составил комментарии к буддийским дохам, и его работы включают в себя сборник из 26 текстов о «неконцептуальной реализации» (аманасикара), которые являются ключевым индийским источником учений Махамудры, которые смешивают сутру и тантру и учат мгновенному подходу к пробуждению.

Майтрипа описал махамудру следующим образом:

«Махамудра, то, что едино и находится за пределами ума, ясно, но бездумно, всепроникающе и обширно, как пространство. Ее аспект Великого Сострадания очевиден, но лишен какой-либо природы. Проявляясь ясно, как Луна в воде; она находится за пределами всех терминов, границ или центра. Ничем не оскверненная, она безупречна и вне всякой надежды и страха. Это невозможно описать, как сон немого.»

Одним из учеников Майтрипы был кхадамский ученый Атиша, который преподавал махамудру своему ученику Дромтону (1004-1063), который решил не сделать махамудру частью традиции Кхадам. Другой ученик Майтрипы, Марпа Лоцава, также познакомил с Махамудрой Тибет, и его ученик Миларепа также является центральной фигурой этой линии. Еще одна важная фигура в представлении Махамудры в этой области — Ваджрапани, еще один ученик Майтрипы. Его ученик, Асу, также был учителем Речунгпы (1084-1161), одного из учеников Миларепы.

  • «Семь текстов сиддхи» (Saptasiddhiḥ, Тиб. Grub pa sde bdun), которые включают Гухьясиддхи Падмаваджры и Гьянасиддхи Индрабхути.
  • «Цикл из шести сердечных текстов» или «Шесть работ по сущностному смыслу» (Snying po skor drug), включая Дохакошу Сарахи и Катурмудранишайю Нагарджунагарбхи.
  • «Цикл майтрипа это учение о не-познания» (жидовского Ла-Ми byed па ‘я выбрал скор).

Эта классификация существовала еще со времен Бу тон Рин Чен друба (1290-1364).

Индийские источники Махамудры были позднее собраны седьмым Кармапой Чо драг гья шо (Chos grags rgya mtsho, 1454-1506) в трехтомный сборник под названием «Индийские трактаты Махамудры» (Тиб. Phyag rgya chen po ‘ i rgya gzhung). Эта подборка включает в себя три вышеприведенных сборника, а также Анавилатантру и тексты, которые учат не-тантрическому «мгновенному» подходу к практике индийского мастера по имени Шакья шри бхадра.

Махамудра в тибетскому буддизме Ваджраяны

Махамудра наиболее хорошо известна как учение в школе Кагью тибетского буддизма. Однако школы Гелуг и Сакья также практикуют Махамудру. Школа Ньингма и Бон практикуют Дзогчен, родственный, но отличный метод прямого введения в принцип шуньяты. Ученики Ньингмы могут также получить дополнительную подготовку в Махамудре, и линия Палюль Ньингма сохраняет линию «Союза Махамудры и Ати йоги», возникшую благодаря Карма Чагме.

Краткая история Миларепы.

История Миларепы — одна из самых известных в Тибете, а сам он вероятно, самый почитаемый у этого народа персонаж, о котором сложено немало легенд и сказаний. Оставшиеся после него стихи до сих пор пользуются огромной популярностью у тибетцев, а сам он уже давно прописался в сложном и разветвленном пантеоне фигур тибетского буддизма.

Миларепа родился в состоятельной тибетской семье, но его отец умер вскоре после его рождения, после чего имущество мальчика перешло к опекуну — его дяде. Однако, по достижении Миларепой совершеннолетия, дядя отказался вернуть полученное, более того, он весьма унизительно обошелся с молодым человеком и его матерью.

Мать, движимая чувством мести, настояла, чтобы юноша отправился учиться магии и продала для этого последнее, что у нее оставалось. Закончив обучение, Миларепа в совершенстве овладел искусством магии и с ее помощи устроил так, что во время празднества крыша дядиного дома рухнула, погребя под своей тяжестью 35 человек — всю дядину семью и его гостей. Несколько позже Миларепа наказал и жителей своей деревни, уничтожив посевы и обрекая таким образом их на голодную смерть.

Мать была удовлетворена, однако сам Миларепа довольно быстро осознал всю глубину своего падения и бессмысленность мести, которая лишь усугубила положение многих людей и принесла им большие страдания.

После этого он стал искать пути для избавления от ужасной кармы, которую сам и создал. Люди посоветовали ему учителя буддизма — Марпу, знаменитого переводчика священных текстов. По легенде, незадолго до прихода будущего ученика, Марпе приснился вещий сон, что ему принесли очень большой, но неудобный для огранки алмаз.

С этого момента начались годы жизни Миларепы рядом с учителем, во время которого Марпа намеренно обходился с учеником весьма сурово, каждый раз давая ему тяжелейшие задания и отказывая в передаче учения. Однако, через продолжительное время он все же стал давать ученику наставления.

Миларепа более 12 лет провел в медитациях, во время которых он жил в пещерах и питался весьма скудно, однако тяжелая практика дала свои плоды, и в итоге, он достиг состояния ваджрадхары (полного и окончательного освобождения).

Многие буддисты говорили про Миларепу, что он был одним из первых, кто достиг пробуждения за одну жизнь, обладая такой дурной кармой и практически не имея заслуг в предыдущих воплощениях.

Достигнув возраста 45 лет, Миларепа полностью удалился от мира и стал странствующим аскетом, проводя большую часть времени в пещерных медитациях. Именно поэтому в Тибете и Гималаях так много пещер, связанных с именем отшельника.

Его самыми известными учениками были Речунг и Гампопа, которые основали буддийскую секту Кагью, являющуюся сегодня одной из основных школ тибетского буддизма.

Смешение сутры и тантры

Особая склонность Кагью смешивать сутры и тантрические традиции Махамудры стала предметом споров в Тибете XIII века. Возможность внезапного освободительного осознавания и практики Махамудры без необходимости Тантрического посвящения или посвящения рассматривалась как результат этого смешения, а также как развитие, происходящее из китайско-тибетских влияний.

Согласно Клаусу-Дитеру Матесу, традиция Кагью стремилась основать свое учение на индийских трудах:

Позднее Кагьюд па защищали свою не совсем тантрическую или сутра-махамудрскую традицию, приводя индийские источники, такие как Таттвадашакатика или Таттваватара. Они принадлежат к жанру литературы, который Седьмой Кармапа Чо дра гья шо (1454-1506) назвал “индийскими махамудрами” (phyag chen rgya gzhung).

Доктор Матес исследовал практику, описанную в этих трудах Махамудры, и обнаружил, что она не обязательно является тантрической. В дохах Сарахи это просто реализация совместной совозникающей природы ума с помощью подлинного гуру. Майтрипа (ок. 1007-085) использует термин Махамудра именно для такого подхода, таким образом, используя первоначально тантрический термин для чего-то, что не является специфически тантрической практикой.

Таким образом, позднейшие кагьюпинцы вправе говорить о традиции Махамудры Сарахи как о изначально независимой от сутр и тантр традиции Махамудры. Для Майтрипы непосредственное постижение пустоты (или соприсутствия) является связующим звеном между Сутрами и Тантрами, и именно благодаря этому мосту Махамудра может быть связан с Сутрами и Тантрами. В сутрах она принимает форму практики непостоянства и умственного освобождения, в то время как в тантрах она занимает особое положение среди четырех мудр.

Непрямая линия преемственности

Ратнамати (тиб. Лодрё Ринчен)

О Ратнамати из исторических источников не известно почти ничего, но его имя всегда присутствует в текстах пожеланий, с которыми обращается медитирующий к учителям линии преемственности Кагью в одной из важнейших практик этой традиции – Гуру-йоге. Перечисляя всех учителей Великой Печати поименно, текст называет Ратнамати первым в этой линии преемственности. Марпа в своих трудах указывает, что Ратнамати был Бодхисаттвой на десятой ступени и воплощением Манджушри.

Сараха

Сараха (IX век)

Великий Брахман Сараха часто приводится первым в списке восьмидесяти четырех индийских махасиддхов и считается основателем традиции Махамудры. Он прославился своими йогическими совершенствами – наивысшей мудростью Великой печати и властью над первостихиями, а также чрезвычайно независимым образом жизни. Его письменное наследие, сохранившееся в тибетском Тенгьюре, включает знаменитые циклы духовных песен Махамудры. Сараха был мастером Материнской и Отцовской тантры; многие тибетские традиции называют его в числе своих индийских отцов-основателей.

Нагарджуна

Нагарджуна (IX–Х века)

Следующим в линии преемственности Махамудры в Кагью стоит махасиддх Нагарджуна. Долгое время он учился в университете Наланда, где его коренной учитель Сараха был тогда настоятелем. От Сарахи он получил передачу и Отцовской («Гухья-самаджа»), и Материнской («Чакра-самвара») тантр, а затем стал известен прежде всего как автор трактата «Панча-крама» – комментария к пяти ступеням йоги, связанной с тантрой «Гухья-самаджа».

Шаварипа

Шаварипа (X век)

Материнскую тантру и Махамудру Нагарджуна передал Шаварипе – махасиддху, известному как «Охотник». Он происходил из низкой касты и вел довольно дикий образ жизни.

Майтрипа

Майтрипа (Х–XI века)

Имя Майтрипы не числится в списке имен восьмидесяти четырех махасиддхов. Но для линии преемственности Кагью Майтрипа очень важен: будучи вторым коренным учителем Марпы, он привнес в Кагью традицию Махамудры как медитации на сам ум. «Золотая гирлянда» сообщает, что Майтрипа родился в 1007 году в семье брахманов. Первым учителем Майтрипы этот источник называет Наропу, после обучения у которого Майтрипа поступил в университет-монастырь Викрамашила, где в то время учил Атиша Шри Джняна (982–1054). Майтрипа, живя среди монахов, втайне практиковал медитацию Ваджрайогини и потому иногда принимал алкоголь. Слухи об этом дошли до Атиши, и Майтрипа был исключен из монастыря за нарушение правил Винаи. Вскоре после этого Майтрипа на юге Индии встретился со своим главным учителем Шаварипой.

Практикуя путь медитации с формами и без форм, он достиг высокой ступени Бодхисаттвы и прославился как учитель  Махамудры. Наследие Майтрипы включает около десятка важных поэтических и философских работ по этой теме, входящих в тибетский канон Тенгьюр.

Вклад в буддийскую мудрость

Вклад Миларепы в становление буддистской мысли как в Тибете, так и за его пределами колоссален. Недаром даже сейчас, спустя века, люди вторят его строкам из стихов, следуют его духовной тропе, стараются узнать о его биографии как можно больше.

Его путь как учителя начался после пробуждения, когда он примерил на себя наряд аскетичного йога — легкий белоснежный костюм из хлопка — и побрел по холмам, долинам и устьям рек. По дороге аскет видел многих людей, желавших примкнуть к его числу.

Он сложными асанами йоги показывал возможности человеческого тела, а мудрыми изречениями в стихотворной форме раскрывал душу и показывал истинную природу мира.

Молва об удивительных, почти волшебных способностях Миларепы разбежалась по всем тибетским уголкам. За ним хотели следовать десятки учеников, которым он буквально раскрыл глаза.

Приспешники учителя даже утверждали, что тот мог перелетать с одной скалы на другую. Все, к чему прикасались ладони, стопы, даже вибрации его приятного голоса, становилось предметом восхищения и доброго преклонения.

Использование термина Пхьягпа Ченпо — Махамудра

Использование и значение термина Махамудра развивалось в течение сотен лет индийской и тибетской истории, и в результате этот термин может по-разному относиться к «ритуальному жесту руки, одной из последовательностей «печатей» в тантрической практике, природе реальности как пустоты, процедуре медитации, фокусирующейся на природе ума, врожденному блаженному гнозису, познающему пустоту недвойственно, или высшему достижению состояния Будды в кульминации Тантрического пути.»

Согласно Джамгону Конгтрулу, индийскими теоретическими источниками традиции Махамудры являются тексты йогачара Татхагатагарбха (природа Будды), такие как сутра Самдхинирмочана и Уттаратантра. Фактическая практика и линия передачи Махамудры восходят к странствующим махасиддхам или великим адептам во времена индийской династии Пала (760-1142), начиная с 8-го века сиддхи Сарахи.

Дохи Сарахи (песни или стихи в рифмующихся двустишиях) — это самая ранняя из дошедших до нас махамудрских литературных источников, и они пропагандируют некоторые уникальные черты Махамудры, такие как важность указания наставлений гуру, недвойственная природа ума и отрицание традиционных средств достижения просветления, таких как медитация саматха-випасьяна, монашество, ритуалы, тантрические практики и доктринальные исследования в пользу Махамудры «не-медитации» и «не-действия». Более поздние индийские мастера, такие как Падмаваджра, Тилопа и Гампопа, включили Махамудру в тантрическую практику, монашеские и традиционные медитативные структуры

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный холл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: