Пословицы и поговорки для детей школьного возраста про учёбу и знания
Азбука — к мудрости ступенька.
Без букв и грамматики не учатся и математике.
Без муки нет и науки.
Без наук — как без рук.
Без терпенья нет ученья.
Борода выросла, а ума не вынесла.
Век живи — век учись.
Велико ли перо, а большие книги пишет.
Ворчаньем наскучишь, примером научишь.
Всякое полузнание хуже всякого незнания.
Где сила не может, там ум поможет.
Грамоте учиться — всегда пригодится.
Девичья память.
Для ученья нет старости.
Древо и учитель познаются по плоду.
Знаешь счёт, так и сам сочтёшь.
Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит.
Знание — сила.
Знание да наука на вороту не виснут.
Знание лучше богатства.
Знание собирается по капле.
Золото добывают из земли, а знания — из книги.
И сам тому не рад, что грамоте горазд.
К мягкому воску — печать, к юному человеку — ученье.
Коли грамота дается, так на ней далеко уедешь.
Корень учения горек, да плод его сладок.
Красна птица перьем, а человек ученьем.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Кто много знает, с того много и спрашивается.
Лучше не учен, да умён, нежели учён, да глуп.
Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
Мудрено тому учить, чего сам не знаешь.
На ошибках учатся.
Намучится — научится.
Наскоро заучишь — скоро забудешь.
Наука — верней золотой поруки.
Наука в лес не ведёт, а из лесу выводит.
Наука учит только умного.
Наука хлеба не просит, а хлеб даёт.
Наукой люди кормятся.
Наукой свет стоит, ученьем люди живут.
Нацарапал — как курица лапой.
Не беда ошибиться, беда не исправиться.
Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.
Не выучишь неволей — выучишь охотой.
Не красна книга письмом, а красна умом.
Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать.
Не нужен учёный, а нужен смышлёный.
Не пером пишут — умом.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Не учась и лаптя не сплетёшь.
Не учись до старости, а учись до смерти.
Не хочу учиться, хочу жениться.
Неграмотный — что слепой..
Недоученный хуже неучёного.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Незнание — не оправдание.
Неразумного учить — что в бездонную кадку воду лить.
Нужда учит, а барщина мучит.
Нужно учить не рассказом, а работой и показом.
От умного научишься, от глупого разучишься.
От учителя наука.
Перо пишет, а ум водит.
Писать — не языком чесать.
По ученики и об учителе судят.
Повторение — мать учения.
Почитай учителя как родителя.
С ручейка — река, с книг — знания.
Сперва аз да буки, а потом науки.
Сытое брюхо к ученью глухо.
Тетрадь — зеркало ученика и учителя.
Труд при учении скучен,
да плод от учения вкусен.
Тяжело в учении, легко в бою (А. В. Суворов).
Учение — путь к умению.
Учёному везде дорога.
Учёный водит, неученый следом ходит.
Ученье — свет, а неученье — тьма.
Ученье без уменья не польза, а беда.
Учи других — и сам поймешь.
Учи показом, а не рассказом.
Учился читать да писать, а выучился петь да плясать.
Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
Учись чужому уму, но своего не потеряй.
Учить — ум точить.
Учиться никогда не поздно.
Человек без знаний — всё равно что гриб: хотя на взгляд и крепкий, а за землю плохо держится.
Чему учился, тому и пригодился.
Чтение — лучшее учение.
Чтоб других учить, надо свой разум наточить.
Чужим хлебом да чужим умом долго не проживёшь.
Память — Помни
- Пословицы
- Поговорки
- Скороговорки
- Предыдущая cтраница
- Следующая страница
Не будь тороплив, будь памятлив!
* * *
Чертовы грабли (сказал семинарист, когда наступил на них, и они его ударили по лбу; а то и не знал, как их по-русски назвать)!
* * *
И не грамотен, да памятен. И бестолков, да памятлив.
* * *
Тридцать лет, как видел коровий след, а молоком отрыгается.
* * *
Ему еще по летошнему молоку вздрагивается.
* * *
По старой памяти, что по грамоте.
* * *
Он помнит еще царя Гороха (царя Мамая и всю кротость его).
* * *
Намотай себе это на ус! Намотай на ус кольцом!
* * *
Надо бы ему зады напомнить (или: протвердить).
* * *
Засеки (Заруби) на бирку (на нос).
* * *
Это надо в трубе мелком (угольком) записать.
* * *
Пиши на воде, на песке и пр.
* * *
Считать на умах (т. е. на память, не по счетам и не на бумаге).
* * *
Жив буду — не забуду. До веку помнить стану.
* * *
Раскинуть умом-разумом.
* * *
Помни своих, не забывай наших!
* * *
Добро помни, а зло забывай! Дружбу помни, а злобу забывай!
* * *
Кто старое вспомянет, тому глаз вон.
* * *
Тому тяжело, кто помнит зло.
* * *
Не поминай лихом, а добром — как хочешь!
* * *
Все бесы в воду — и пузыри вверх.
* * *
О волке помолвка, а волк и тут.
* * *
Не тем будь помянут (говоря о ком недоброе).
* * *
Кто вспоминает (когда икнется)? — Свинка за углом.
* * *
Брюхо — злодей: старого добра не помнит.
* * *
И отца-мать забудешь, а есть не позабудешь.
* * *
Тюх-тюрюрюх тюрюрюшеньки, а где-то теперь мои душеньки?
* * *
Кто ест и читает, память зачитает.
* * *
Дали память, что до новых веников не забудет.
* * *
Не запомнить свинье полена: не забыть ей, где поела (не запомнить, здесь — не забыть).
* * *
Отбить кому память. Ему последнюю память отшибло.
* * *
Сшибся с памяти. С толков сбился.
* * *
Память намозолил, все перезабыл.
* * *
Иван непомнящий (родства и родины, т. е. бродяга).
* * *
Забыл, что женился, да и пошел спать на сенник.
* * *
И того не помню, как крестился; а как родился, совсем забыл.
* * *
И то забыли, что вчерась говорили.
* * *
Беспамятлив, как кукушка. Куриная память.
* * *
У него девичья (женская) память.
* * *
Девичья память да девичий стыд — до порога (переступила — и забыла).
* * *
У меня (У него) голова, что решето.
* * *
Хоть лоб взрежь, ничего не помню.
* * *
Что ни лучший пирог в печи забыла.
* * *
Чего не воротить, про то лучше забыть.
* * *
Лихо избудешь, всю кручину забудешь.
* * *
И крута гора, да забывчива (и лиха беда, да сбывчива).
* * *
Будешь во времени — и нас вспомяни!
* * *
Дай бог сказать, да не солгать! Дай бог память!
* * *
И старикам не в память. До отцовских памятей (давно).
* * *
Давно — не причина (не оправдание). Тем не правь, что давно.
* * *
Память в темени, мысль во лбу, а хотение в сердце.
* * *
Ломать голову. Надрывать память.
* * *
Так вот на уме и вертится. В голове (На памяти) захлестнуло.
* * *
Вот был на памяти, да выскочил.
* * *
Не будь грамотен, будь памятен!
- Предыдущая cтраница
- Следующая страница
Пословицы и поговорки о Великой Отечественной войне и Дне Победы
Пословицы и поговорки — это людская мудрость и истинный жизненных опыт. В этих ёмких умных фразах порою заключена глобальная мудрость поколений. Она проверена временем и стоит к ней прислушаться и научить детей извлекать важные вещи и идти дальше, не совершая повторных ошибок, и приближаясь к Победе, к Победе во всем, во всех делах, а главное в становлении доброй, гуманной и гармоничной личности.
Поговорки и пословицы о войне — не нравоучения, не уроки школьного предмета истории, а короткий путь к прикосновению к прошлому и его настоящим важным урокам…
Пословицы и поговорки о войне
Мир — дело великое.
Воевать — так не горевать, а горевать — так не воевать.
Воин воюет, а детки горюют.
Войной да огнем не шутят.
Войну хорошо слышать, да тяжело видеть.
Вражда не делает добра.
Держи порох сухим — будешь непобедим.
Дружно за мир стоять — войне не бывать.
Миром дорожить — людям долго жить.
Война войной, а обед, по расписанию.
В бою побывать — цену жизни узнать.
На войне, как на войне.
Мир да лад — божья благодать.
Без смелости не возьмешь крепости.
Кто любит войну, у того все со временем становятся врагами
Бей врага, не жалей батога.
Бой красен мужеством, а приятель дружеством.
Война-забава королей.
Пуля дура, штык молодец.
Сколько ни служить, а в отставке быть.
Худой мир лучше доброй брани.
Без смелости не возьмешь крепости.
Солдат спит, а служба идет.
На героя и слава бежит.
Не силою дерутся, а умением.
Плох тот солдат, который не думает быть генералом.
Русский солдат не знает преград.
Сапер ошибается только один раз.
Славу свою добываю в бою.
Смелости учись у разведчика, осторожности у сапера — никогда не ошибешься.
Умелый боец везде молодец.
Верно служу — ни по чем не тужу.
Веселое горе — солдатская жизнь.
Мир строит, война разрушает.
Худой мир лучше доброй брани.
Один в поле не воин.
Поговорки и пословицы о Победе
- Чья храбрость – того и победа.
- Где власть народа, там победа и свобода.
- Победа крылата: упустишь момент, её и нет.
- Нам победа, как воздух, нужна.
- Победа не приходит от лежания.
- У победы нет середины.
- Смелому победа идёт навстречу.
- Смелый приступ – половина победы.
- Стойкость – слава, победа – счастье.
- Терпенье и победа – два старинных друга.
- Друг друга поддерживать — победу одерживать.
- Кто хорошо бьется, тому и победа дается
- Храбрость – сестра победы.
- Чем сильнее отпор, тем славнее победа.
- Победа в воздухе не бьётся, победа руками достаётся.
- Победа – успех в битве, войне при полном поражении противника.
- Победителей не судят.
- Бей до победы, как били деды.
- В поле две воли: победит тот, кто смел и умел.
- Дорога побед шлет стойким привет.
- Закон победы — удара не ждать, а ударом врага побеждать.
- Знали, кого били, потому и победили.
- Где правда, там и победа.
- Победили на войне — победим и в поле.
- Побеждает тот, кто меньше себя жалеет.
Чем отличается пословица от поговорки?
Пословицы и поговорки — это то, что передаётся из поколения в поколение. Поговорка может не просто описывать какие-либо стороны жизни, но и содержать народную мудрость (в теcноте, да не в обиде), которая в поговорке выражена менее явно, чем в пословице.
Это общее свойство делает некоторые поговорки трудно отличимыми от пословиц, поэтому их относят к единой пословично-поговорочной группе языковых афоризмов. Русский народ определяет степень их родства по-своему:
Некоторые пословицы и поговорки могут иметь схожее звучание, но разный смысл. Так, например, наравне с общеизвестной пословицей, отражающей народную мудрость, «Доверь козлу капусту караулить — всё съест» существует и поговорка «доверил козлу капусту караулить», намекающая на пословицу, но применяющая её к конкретной ситуации.
Примеры сравнения |
|
Поговорка |
Пословица |
Бедность – не порок |
Бедность – не порок, а несчастье |
Гол как сокол |
Гол как сокол, а остер как топор |
Два сапога пара |
Два сапога пара, да оба левые |
Лиха беда начало |
Лиха беда начало, а там уж близок и конец |
Пьяному море по колено |
Пьяному море по колено, а лужа – по уши |
Пословицы от поговорки отличаются по:
По форме
Пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь часть предложения, фраза или ярко окрашенное словосочетание.
Поговорка не употребляется самостоятельно, а включается в предложение для придания ему художественной окраски.
По цели высказывания
Пословица — это народное изречение, которое подразумевает поучение или мораль.
Поговорка — изречение, выражающее отношение говорящего к высказываемому. В отличие от пословицы, она не подразумевает действия и не несёт в себе назидания или поучения. Поговорку можно заменить другими словами
Пословица обладает не только рифмой, но и ритмом. Многие пословицы состоят из двух рифмующихся частей. Для поговорки это не характерно, так как она не является законченным предложением.
Как видно, для поговорок важнее значение признака, для пословиц – действия, точнее, руководства к действию
Важно не просто получить представление о предмете или явлении, но и понять, как правильно вести себя по отношению к нему
Загадки на 9 мая
При помощи остроумных загадок можно и ума и сил набраться
https://youtube.com/watch?v=B7-Ih6KyAiA
https://youtube.com/watch?v=KyjJSPwumgE
Стихи к 9 Мая для дошкольников
Накануне праздника Дня победы в детских садах проводят концерты и встречи с ветеранами. Эти стихи будут весьма кстати. Их дети смогут рассказать ветеранам, поздравить своих прабабушек и дедушек. А так же с их помощью взрослые смогут рассказать детям о великом дне Победы, почему 9 мая так важен для нас.
С таким фольклорным набором впору викторину устраивать или добрые соревнования. Это и деток сплотит, и научит их логически мыслить и расширит кругозор
А главное — приблизит к важной странице нашей истории..
Афоризмы и высказывания о памяти
«Память — это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновляет их резцом.» Локк Д.
«Голова без памяти — все равно что крепость без гарнизона.» Наполеон I
«Если теряешь интерес ко всему, то теряешь и память.» Гете И.
«Память слабеет, если ее не упражняешь.» Цицерон М.
«Помнить — это все равно что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего.» Горький М.
«Если юноша или человек средних лет, уходя, не может вспомнить, куда он положил свою шляпу, никто не обратит на это внимания; но если то же самое случится с человеком почтенного возраста, люди начнут пожимать плечами и говорить: “Да, с памятью у него совсем плохо.»
«Запоминать умеет тот, кто умеет быть внимательным.» Джонсон С.
«Что может быть важнее для мудреца, чем хорошая память?» Галифакс Д.
«Не без основания говорят, что кто не очень-то полагается на свою память, тому нелегко складно лгать.» Монтень М.
«Кто привык лгать, тому всегда надобно за собою носить большой короб памяти, чтоб одну и ту же ложь не переиначить.» Новиков Н.
«Тренируй память, чтобы помнить, что ты уже забыл.» Опольский Д.
«Слабеющая память подобна потухающему светильнику.» Прутков К.
«Внимание, вот материал, из которого сделана память, а память — аккумулятор человеческого гения.» Рассел Д. «Лучше всего запоминается ненужное.» Таррант Д
«Лучше всего запоминается ненужное.» Таррант Д.
«Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего.» Котарбиньский Т.
«Причиной плохой памяти, того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами.» Лихтенберг Г.
«Верная и деятельная память удваивает жизнь.» Мирабо О.
«Память подобна населенному нечистой силой дому, в стенах которого постоянно раздается эхо от невидимых шагов. В разбитых окнах мелькают тени умерших, а рядом с ними — печальные призраки нашего былого «я».» Джером Д.
«Какая наука самая необходимая?» — «Наука забывать ненужное.» Антисфен А.
Особенности русских поговорок
Поговорка – это устойчивое словосочетание, кратко описывающее определённые жизненные моменты в яркой образной форме. Поучать слушателя, преподнести ему мораль – не является её задачей.
С поговорками каждый человек сталкивается ежедневно. Возможно, многие не замечают, как сами употребляют такие высказывания в повседневном лексиконе. Например:
- «Он из деда верёвки вьёт»;
- «Математика для меня – тёмный лес»;
- «Она тебе такую свинью подложила!»;
- «Поездка эта влетела нам в копеечку»;
- «Я сыт по горло твоими обещаниями»;
- «Надо вывести его на чистую воду» и т.д.
Время появления первых русских поговорок остаётся секретом. Утверждать можно лишь, что это было очень давно, около десяти веков назад. Автором поговорок стал не конкретный человек, а русский народ.
Таким способом люди описывали закономерные ситуации и события, свои обычаи и традиции, особенности природы, характер экономики. С помощью поговорок они высмеивали врагов или стыдили людей за пороки: злость, грубость, лень, зависть.
Существует особый и очень распространённый вид поговорки — ходячее выражение, недоразвившееся до полной пословицы, новый образ, замещающий обычное слово (например, «лыка не вяжет» вместо «пьян», «пороха не выдумал» вместо «дурак» и т.д.).
Примеры:
- Как снег на голову
- Когда рак на горе свистнет
- Лыка не вяжет
- Остаться у разбитого корыта
- Подвести под монастырь
- Семь пятниц на неделе
- Собака на сене.
Обратите внимание – у поговорки может быть прямой смысл (он связан с историческими условиями – например, «засучив рукава»: в Древней Руси одежда была с длинными рукавами, и перед началом работы их нужно было засучить, поднять складками), но нам всё же интереснее познать переносный смысл («засучив рукава» – значит, работать добросовестно, старательно, с усердием). Но как раз в этом и состоит занимательность поговорок! Прямой смысл кажется порой таким забавным и нелепым
Но как раз в этом и состоит занимательность поговорок! Прямой смысл кажется порой таким забавным и нелепым.
Пословицы и поговорки про апрель
- Апрель, с водою — май с травою.
- Апрельский цветок, ломает снежок.
- Мокрый апрель — хорошая пашня.
- Апрель всех напоит.
- Апрель спит, да дует — бабе тепло сулит; мужик глядит: что-то еще будет.
- Солнышко с апрельской горки в лето катится.
- Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
- Апрельские ручьи землю будят.
- В апреле земля преет, спеши пахать и сеять.
- Где в апреле река, там в июле лужица.
- Наступил апрель — кончилась капель.
- Апрель открывает ключи и воды.
- Апрель — снегогон.
- Первое апреля — никому не веря.
- Апрель затворил зиме дверь.
- Ни в марте воды, ни в апреле травы.
- В апреле ясные ночи заканчиваются заморозками.
Пословицы и приметы о весне
Порой приметы наших предков являются более точными, чем современные прогнозы. Каждая из них приоткрывает тайну природы, показывает нам особенности ее характера. Познакомить детей с пословицами и приметами о весне, значит, научить их быть более внимательными к природе, бережнее относиться к ней.
- Весною день с ночью меряется, равняется.
- Плывущие ранней весной быстро и высоко облака, предвещают хорошую погоду.
- В марте случаются частые туманы — жди дождливое лето.
- Сухой март — плодородие, дождливый — неурожай.
- Длинные сосульки — к долгой весне.
- Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне — быть холодному лету.
- Мокрый апрель — хорошая пашня.
- Случившийся в марте гром — признак плодородия.
- Ранний взлет пчел — к красной весне.
- Из березы течет много сока — к поздней осени.
- Ранний прилет грачей и жаворонков — к теплой весне.
- Весною как грязь, так и хлебушка даст.
- Если журавли летят быстро, низко, молча — ждать скорого ненастья.
- Если ранней весной сверкает молния, а грома не слышно — лето сухое будет.
- Если у сосульки нет в середине пустоты, то налив хлебов будет полным и богатым.
- Холодный и ветреный май полезен для урожая. Майское тепло — ненадежно.
Изучение пословиц и поговорок способствуют формированию у детей более полной картины окружающего мира: они приучают детей любить и уважать природу, прививают чуткость и внимательность ко всему, что нас окружает.
Кроме того, плоды устного народного творчества имеют особый ритм и рифму. Поэтому пословицы и поговорки несут в себе не только практические знания о весенней природе, но так же способствуют выработке языкового чутья и развивают умение выражаться грамотно и красиво.
СМЕШНЫЕ и ЗАБАВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И АФОРИЗМЫ О ПАМЯТИ
«Кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники.» Франклин Б.
«Когда кому-то должен, то склероз — не помеха, а помощник.»
«Если быстро забываешь кому ты должен, то это — склероз. А если забываешь — кто должен тебе, то это уже маразм.»
«Столько хлама в голове накопилось. Скорей бы уже появился уборщик-склероз.» Татаркин Ю.
«К восьмидесяти годам вы уже знаете все. Вот только как это вспомнить?» Барнс Д.
«Почему мы запоминаем во всех подробностях то, что с нами случилось, но не способны запомнить, сколько раз мы рассказывали об этом одному и тому же лицу?» Ларошфуко Ф.
«Моя память как полицейский: ее не до-зовешься, когда тебе нужно.» Харвуд Р.
«Я никогда не забываю лиц, но в вашем случае я с удовольствием сделаю исключение». Граучо М.
«Совершенно не важно, забыли ли вы выключить утюг дома, если дверь осталась нараспашку.» Калинин А. «Память — женского рода и потому неудивительно,что она так часто нам изменяет.» Шпигель Е
«Память — женского рода и потому неудивительно,что она так часто нам изменяет.» Шпигель Е.
НАШ МОЗГ ЗАПОМИНАЕТ ОБСАЛЮТНО ВСЕ, ЧТО МЫ ВИДИМ И СЛЫШЫМ, ТОЛЬКО МЫ НЕ ВСЕ МОЖЕМ ВСПОМНИТЬ, КОГДА НАМ НАДО. С ТЕХ ПОР КАК Я ЭТО УЗНАЛ, ИЩУ У СЕБЯ «КНОПКУ РАСШИРЕННОГО ПОИСКА».
Кому интересно узнать, как развить память, советую ознакомиться с содержанием следующих статей:
Правила и Способы Развития памяти
Упражнения для развития памяти
Мультимедийные пособия по Развитию памяти, внимания и скорочтения
Классификация поговорок
Все поговорки можно условно поделить на тематические группы. Иногда хрестоматии включают в себя такие разделы, как «Пословицы о труде», «Пословицы о храбрости», «Пословицы о вере» и т.д.
Учёные-фольклористы заметили, что картина мира в восприятии любого народа делится на два полюса: «доброе»-«худое» и, в связи с этим, предложили разбивать все имеющиеся единицы текста на антонимические пары:
- «лень-трудолюбие»;
- «ум-глупость»;
- «сила-слабость»;
- «правда-ложь».
Такой путь оказался продуктивным. Сегодня мы можем уверенно говорить о том, что для русского человека хорошо, а что плохо, какие черты характера украшают нас, а какие – портят.
Поговорки рассматриваются либо отдельно (как малый жанр фольклора, приближенный к фразеологизмам), либо в одном семантическом поле с пословицами.
Для них тоже характерны такие черты, как оценочность, разбиение на антонимические пары. Важным признаком жанра является его юмористическая (ироническая) составляющая.