Письмо к женщине

Была любовь твоя обманною

Так кровотОчит сердце раною!
Была любовь твоя обманною…
Хочу сегодня быть я пьяною
Вином, алеющим, как кровь.
Я буду пьяная отчаянно!
Скользнёт в бокал вина нечаянно
Кольцо-колечко обручальное,
Неся на дно мою любовь.
Любви слова, что были сказаны,
Твоей изменой горькой смазаны —
Теперь мне противопоказаны
Мечты, что связаны с тобой.
Померкло в нашем небе солнышко…
Вино я выпью всё до донышка —
Надежды чахлое судёнышко
На скалы выбросит прибой!
К тебе я шла дорогой длинною —
Ты стал для сердца половиною…
Качает долго над пучиною
Обломки корабля волна…
Полсердца вырвано без жалости —
Валюсь от боли и усталости,
А горечь от жестокой шалости
Мне горше горького вина.
Как кровотОчит сердце раною!
Была любовь твоя обманною… (Н. Кечатова)

Я красивых таких не видел

Я красивых таких не видел,Только, знаешь, в душе затаюНе в плохой, а в хорошей обиде —Повторяешь ты юность мою.

Ты — мое васильковое слово,Я навеки люблю тебя.Как живет теперь наша корова,Грусть соломенную теребя?

Запоешь ты, а мне любимо,Исцеляй меня детским сном.Отгорела ли наша рябина,Осыпаясь под белым окном?

Что поет теперь мать за куделью?Я навеки покинул село,Только знаю — багряной метельюНам листвы на крыльцо намело.

Знаю то, что о нас с тобой вместеВместо ласки и вместо слезУ ворот, как о сгибшей невесте,Тихо воет покинутый пес.

Но и все ж возвращаться не надо,Потому и достался не в срок,Как любовь, как печаль и отрада,Твой красивый рязанский платок.

фото С Есенина

Примечания

«Слушай, поганое сердце…» — первая публикация в журнале. «На литературном посту», М., 1926, № 4, май, с. 12 (в статье Вл. Ермилова «Почему мы не любим Федоров Жицей?»); сб. «Есенин. Жизнь. Личность. Творчество». М., 1926, с. 67—69 (в очерке М. Мурашева «А. Блок и С. Есенин» с факсимильным воспроизведением автографа и с неточностью в печатном тексте).

Стихотворение вписано в альбом М. П. Мурашева со следующими пометами: над текстом — «16 г. 3 июль», под текстом: «Прим. Влияние «Сомнения» Глинки и рисунка «Нерон, поджигающий Рим». С. Е.». Альбом имеет название: «Милости прошу к нашему шалашу!»

Печатается и датируется по автографу (Архив М. П. Мурашева, хранится у наследников. Москва).

М. П. Мурашев вспоминал: «В то время я собирал материал для литературных альманахов «Дружба» и «Творчество». У меня встречались писатели, участвовавшие в редактировании сборников. Одно из таких литературных совещаний было назначено на 3 июля. Я пригласил и Сергея Есенина.

Все собрались. Пришел Есенин. Ждали Блока, но он почему-то запаздывал.

В это время, возвращаясь с концерта на Павловском вокзале, зашел ко мне скрипач К. Вслед за ним пришел художник Н., только что вернувшийся из-за границы, откуда он привез мне в подарок репродукцию с картины Яна Стыки «Пожар Рима». Эта картина вызвала такие споры, что пришлось давать высказываться по очереди. Причиной споров была центральная фигура картины, стоящая на крыше дворца с лирой в руках, окруженная прекрасными женщинами и не менее красивыми мужчинами, любующимися огненной стихией и прислушивающимися к воплям и стонам своего народа. Горячо высказывались писатели, возмущенно клеймили того, кто совмещал поэзию с пытками. Есенин молчал. Скрипач К. — тоже. Обратились к Есенину и попросили высказаться.

— Не найти слов ни для оправдания, ни для обвинения — судить трудно, — тихо сказал Есенин.

Потребовали мнения К.

— Разрешите мне сказать музыкой, — произнес он.

Все разом проговорили: «Просим, просим!»

К. вынул скрипку и стал импровизировать. Его импровизация слушателей не удовлетворила. Он это почувствовал и незаметно для нас перешел на музыку Глинки «Не искушай» и «Сомнение». Эти звуки дополняли яркие краски картины ‹…›.

Сергей Есенин подошел к письменному столу, взял альбом и быстро, без помарок написал следующее стихотворение: ‹далее идет текст›».

«Через 10 дней, — продолжал Мурашев,— состоялось деловое редакционное совещание, на котором присутствовал А. Блок. Был и Сергей Есенин.

Я рассказал Блоку о прошлом вечере, о наших спорах и показал стихотворение Есенина.

Блок медленно читал это стихотворение, очевидно и не раз, а затем покачал головой, подозвал к себе Сергея и спросил:

— Сергей Александрович, вы серьезно это написали или под впечатлением музыки?

— Серьезно, — чуть слышно ответил Есенин.

— Тогда я вам отвечу, — вкрадчиво сказал Блок.

На другой странице этого же альбома Александр Александрович написал ответ Есенину — отрывок из поэмы «Возмездие», над которой в то время работал и которая еще нигде не была напечатана…» (Восп., I, 193—195).

А. Блок вписал в альбом 12 строк из пролога к «Возмездию» (начиная со строки: «Жизнь — без начала и конца…»).

Сорокоуст (А. Мариенгофу)

Трубит, трубит погибельный рог!Как же быть, как же быть теперь намНа измызганных ляжках дорог?Вы, любители песенных блох,Не хотите ль пососать у мерина?Полно кротостью мордищ праздниться,Любо ль, не любо ль, знай бери.Хорошо, когда сумерки дразнятсяИ всыпают вам в толстые задницыОкровавленный веник зари.Скоро заморозь известью выбелитТот поселок и эти луга.Никуда вам не скрыться от гибели,Никуда не уйти от врага.Вот он, вот он с железным брюхом,Тянет к глоткам равнин пятерню,Водит старая мельница ухом,Навострив мукомольный нюх.И дворовый молчальник бык,Что весь мозг свой на телок пролил,Вытирая о прясло язык,Почуял беду над полем.2Ах, не с того ли за селомТак плачет жалостно гармоника:Таля-ля-ля, тили-ли-гомВисит над белым подоконником.И желтый ветер осенницыНе потому ль, синь рябью тронув,Как будто бы с коней скребницей,Очесывает листья с кленов.Идет, идет он, страшный вестник,Пятой громоздкой чащи ломит.И все сильней тоскуют песниПод лягушиный писк в соломе.О, электрический восход,Ремней и труб глухая хватка,Се изб древенчатый животТрясет стальная лихорадка!3Видели ли вы,Как бежит по степям,В туманах озерных кроясь,Железной ноздрей храпя,На лапах чугунных поезд?А за нимПо большой траве,Как на празднике отчаянных гонок,Тонкие ноги закидывая к голове,Скачет красногривый жеребенок?Милый, милый, смешной дуралей,Ну куда он, куда он гонится?Неужель он не знает, что живых конейПобедила стальная конница?Неужель он не знает, что в полях бессиянныхТой поры не вернет его бег,Когда пару красивых степных россиянокОтдавал за коня печенег?По-иному судьба на торгах перекрасилаНаш разбуженный скрежетом плес,И за тысчи пудов конской кожи и мясаПокупают теперь паровоз.4Черт бы взял тебя, скверный гость!Наша песня с тобой не сживется.Жаль, что в детстве тебя не пришлосьУтопить, как ведро в колодце.Хорошо им стоять и смотреть,Красить рты в жестяных поцелуях,—Только мне, как псаломщику, петьНад родимой страной “аллилуйя”.Оттого-то в сентябрьскую скленьНа сухой и холодный суглинок,Головой размозжась о плетень,Облилась кровью ягод рябина.Оттого-то вросла тужильВ переборы тальянки звонкой.И соломой пропахший мужикЗахлебнулся лихой самогонкой.

К *** (Не ты, но судьба виновата была…)

Не ты, но судьба виновата была,
Что скоро ты мне изменила,
Она тебе прелести женщин дала,
Но женское сердце вложила.
Как в море широком следы челнока,
Мгновенье его впечатленья,
Любовь для него как веселье легка,
А горе не стоит мгновенья.
Но в час свой урочный узнает оно
Цепей неизбежное бремя.
Прости, нам расстаться теперь суждено,
Расстаться до этого время.
Тогда я опять появлюсь пред тобой,
И речь моя ум твой встревожит,
И пусть я услышу ответ роковой,
Тогда ничего не поможет.
Нет, нет! милый голос и пламенный взор
Тогда своей власти лишатся;
Вослед за тобой побежит мой укор
И в душу он будет впиваться.
И мщенье, напомнив, что я перенес,
Уста мои к смеху принудит,
Хоть эта улыбка всех, всех твоих слез
Гораздо мучительней будет. (М. Лермонтов)

Август

Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты,
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты.
Отчего же тоска тебя гложет,
Отчего ты так грустен со мной,
Разве в августе сбыться не может,
Что сбывается ранней весной?
За окошком краснеют рябины,
Дождь в окошко стучит без конца.
Ах, как жаль, что иные обиды
Забывать не умеют сердца!
Не напрасно тоска тебя гложет,
Не напрасно ты грустен со мной,
Видно, в августе сбыться не может,
Что сбывается ранней весной.
Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты,
И я знаю, что я тебе нравлюсь,
Как когда-то мне нравился ты.
Как когда-то мне нравился ты. (Инна Гофф)

Пой же, пой. На проклятой гитаре…

Пой же, пой. На проклятой гитареПальцы пляшут твои в полукруг.Захлебнуться бы в этом угаре,Мой последний, единственный друг.Не гляди на ее запястьяИ с плечей ее льющийся шелк.Я искал в этой женщине счастья,А нечаянно гибель нашел.Я не знал, что любовь — зараза,Я не знал, что любовь — чума.Подошла и прищуренным глазомХулигана свела с ума.Пой, мой друг. Навевай мне сноваНашу прежнюю буйную рань.Пусть целует она другова,Молодая красивая дрянь.Ах постой. Я ее не ругаю.Ах, постой. Я ее не кляну.Дай тебе про себя я сыграюПод басовую эту струну.Льется дней моих розовый купол.В сердце снов золотых сума.Много девушек я перещупал,Много женщин в углах прижимал.Да! есть горькая правда земли,Подсмотрел я ребяческим оком:Лижут в очередь кобелиИстекающую суку соком.Так чего ж мне ее ревновать.Так чего ж мне болеть такому.Наша жизнь — простыня да кровать.Наша жизнь — поцелуй да в омут.Пой же, пой! В роковом размахеЭтих рук роковая беда.Только знаешь, пошли их на х*йНе умру я, мой друг, никогда.

День святого Валентина

Завтра я себе устрою праздник,

День любви встречаю я одна,

Буду щеголять в нарядах разных,

Выпью перед зеркалом вина,

Посмотрю в родное отраженье

И себе в любви признаюсь я,

Ведь любовь — души воображенье,

Песня недопетая моя!

Если перед ней закроешь двери,

Может в окна облаком влететь.

Пусть мужчинам я уже не верю —

Это не мешает их хотеть.

Мне любви досталось даже слишком,

И еще достанется сполна —

В этот день, любимая Маришка,

Ты сама с собой, а не одна!

(Зотова Марина, otmetim.info)

Не жалейте меня, не надо,

Все равно вам меня не понять.

Ведь любовь это счастье, награда,

Вот поэтому больно терять.

Даже водкой нельзя унять.

Надо просто смириться с годами,

И как должное все принимать.

Надо дальше стараться дышать.

Боль, она ведь когда-то проходит,

Надо только чуть-чуть подождать.

Обидная любовь

Пробило десять. В доме тишина.

Она сидит и напряженно ждет.

Ей не до книг сейчас и не до сна,

Вдруг позвонит любимый, вдруг придет?!

Не так уж поздно, день еще не прожит.

Не может быть, чтоб он не позвонил!

Чтобы не вспомнил – быть того не может!

Но масса дел: то это, то другое.

Зато он здесь и сердцем и душою».

К чему она хитрит перед собою

И для чего так лжет себе сейчас?

Течет отнюдь не речкой Серебрянкой:

Ее любимый постоянно с ней –

Как хан Гирей с безвольной полонянкой.

Ее душой: «Так преданна всегда!»

Но что в душе той – радость иль беда?

Об этом он не ведал никогда,

Да и узнать ни разу не пытался.

В ответ – ни возражения, ни вздоха.

Прав только он и только он умен,

Ни в чем и никогда с ней не считался,

Сто раз ее бросал и возвращался,

Сто раз ей лгал и был всегда прощен.

– Да с ним пора давным-давно расстаться.

Будь гордою. Довольно унижаться!

Сама пойми: ведь дальше так нельзя!

И вдруг смотрела жалобно на всех:

– Но я люблю. Ужасно. Как на грех.

И он уж все же не такой плохой!

И шла она в свой добровольный плен,

Чтоб вновь служить, чтоб снова унижаться

И ничего не требовать взамен.

Она сидит и неотступно ждет.

Ей не до книг сейчас и не до сна:

Вдруг позвонит? А вдруг еще придет?

С ней легче верить, и мечтать, и жить.

Но уж не дай, как говорится, бог

Под невыплакавшейся ивой…

Под невыплакавшейся ивой
я задумался на берегу:
как любимую сделать счастливой?
Может, этого я не могу?
Мало ей и детей, и достатка,
жалких вылазок в гости, в кино.
Сам я нужен ей — весь, без остатка,
а я весь — из остатков давно.
Под эпоху я плечи подставил,
так, что их обдирало сучьё,
а любимой плеча не оставил,
чтобы выплакалась в плечо.
Не цветы им даря, а морщины,
возложив на любимых весь быт,
воровски изменяют мужчины,
а любимые — лишь от обид.
Как любимую сделать счастливой?
С чем к ногам её приволокусь,
если жизнь преподнёс ей червивой,
даже только на первый надкус?
Что за радость — любимых так часто
обижать ни за что ни про что?
Как любимую сделать несчастной —
знают все. Как счастливой — никто. (Е. Евтушенко)

Лучшие стихи про страсть и любовь к женщине и мужчине — Современная любовная лирика

Поэты-классики, безусловно, писали гениальные в своей простоте стихи. Строчки Пушкина о любви кажутся даже слишком безыскусными. Однако, именно эти рифмы в точности описывают состояние влюбленного человека. Современные поэты также пишут любовную лирику. Вполне вероятно, что через много десятков лет их произведения будут так же изучать в школах, как дети сегодня учат Есенина и Лермонтова. Стихотворения, представленные Вашему вниманию, просты и практически неизвестны. Каждое из них посвящено событию, относящемуся к миру чувств, страстей и любовных переживаний.

Хочу тебя! Твоих горячих губ… И ласковых таких прикосновений Твоих настолько нежных, мягких рук, Меня свергающих до головокружений. Хочу тебя! Объятий водопад, Сметающих все запахи и звуки, Полетов в никуда и на двоих закат, Сплетенья тел и сердца перестуки… Хочу тебя! Ну что ещё сказать? Как по тебе скучает мое тело? Как я люблю тебе принадлежать? И как мне без тебя осточертело?

Просто быть рядом — огромное счастье: Улыбку дарить, словно лучик в ненастье, С утра просыпаясь, друг друга целуя, Любить безгранично, совсем не ревнуя. Смеяться над шутками, мысли читая, В гармонии жить, ссоры все забывая, И просто заснув друг у друга в объятьях, Знать, что быть рядом — огромное счастье!

— Что я хочу? Ты не поверишь… Всего лишь ласковый закат И моря шумного прибои, Сидеть за столиком с мечтою.. И на себе ловить твой взгляд. Эй, официант, прошу прощения, Немного ветра и дождя, И снега белого зимою. И просто за руку с тобою Идти… без разницы куда. Ещё, пожалуйста, чуть-чуть, Терпенья, смысла и добра.. Побольше искренности, страсти, Поменьше лжи или ненастья. И чашу полную добра…

А на десерт, прошу ещё, Признаний сладких, словно мёд, И крепких, как Абсент объятий, Надёжных, искренних, приятных… Ну, официант… Давайте счёт.. — Да, я готов, за всё плачу… Как? Разве много я хочу???

Пожалуй, пока живо человечество, люди будут писать стихи про любовь. Для каждого последующего поколения любовная лирика поэтов, живших несколько десятков, а то и сотен лет назад, будет становиться классикой. Однако, по-настоящему красивые, трогающие до слез любовные стихотворения были и будут понятны всем, независимо от их возраста или национальности. Начинающие поэты, особенно юноши и девушки будут посвящать своим возлюбленным пылкие строчки, только что вышедшие из-под пера. О любви мужчины и женщины, воспетой в стихах известных всему миру авторов, будет, возможно, рассказано уже по-новому, но все также красиво и трогательно.

Все стихи о любви списком

  • «Ах, метель такая, просто черт возьми…»
  • «Анна Снегина» (А. Воронскому)
  • «Белая свитка и алый кушак…»
  • «Выткался на озере алый свет зари…»
  • «Вижу сон. Дорога черная…»
  • «Видно, так заведено навеки…»
  • «В Хороссане есть такие двери…»
  • «Возвращение на родину»
  • «Вечер черные брови насопил…» (Зинаиде Райх)
  • «В час, когда ночь воткнет…»
  • «Весна на радость не похожа…»
  • «В зеленой церкви за горой…»
  • «В глазах пески зеленые…» (Мальвине Мироновне)
  • «Голубая кофта. Синие глаза…»
  • «Голубая да веселая страна…»
  • «Глупое сердце, не бейся…»
  • «Где ты, где ты, отчий дом…»
  • «Гой ты, Русь, моя родная…»
  • «Да! Теперь решено. Без возврата…»
  • «Дорогой дружище Миша…»
  • «Еще не высох дождь вчерашний…»
  • «Жизнь — обман с чарующей тоскою…»
  • «Заметался пожар голубой…»
  • «Зеленая прическа…»
  • «Занеслися залетною пташкой…»
  • «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха…»
  • «Звезды»
  • «Иорданская голубица»
  • «И небо и земля все те же…»
  • «И слезы горькие на землю упадали…»
  • «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…»
  • «Какая ночь! Я не могу…»
  • «Кантата»
  • «Край ты мой заброшенный…»
  • «Море голосов воробьиных…»
  • «Мелколесье. Степь и дали…»
  • «Милая Пераскева…»
  • «Мир таинственный, мир мой древний…»
  • «Мечта» (из книги «Стихи о любви»)
  • «Моей царевне»
  • «Ну, целуй меня, целуй…»
  • «Никогда я не забуду ночи…»
  • «Неуютная жидкая лунность…»
  • «Несказанное, синее, нежное…»
  • «Не криви улыбку, руки теребя…»
  • «Не гляди на меня с упреком…»
  • «Не вернусь я в отчий дом…»
  • «Над окошком месяц. Под окошком ветер…»
  • «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  • «Не стихов златая пена…»
  • «Не стану никакую…»
  • «Не в моего ты Бога верила…»
  • «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
  • «Наша вера не погасла…»
  • «На лазоревые ткани…»
  • «От чего луна так светит тускло…»
  • «О Русь, взмахни крылами…»
  • «О родина!»
  • «О пашни, пашни, пашни…»
  • «О верю, верю, счастье есть…»
  • «Отойди от окна»
  • «Письмо к женщине»  (Зинаиде Райх)
  • «Пускай ты выпита другим…»
  • «Пой же, пой. На проклятой гитаре…»
  • «При луне хороша одна…»
  • «Прощай, родная пуща…»
  • «Под венком лесной ромашки…»
  • «Подражанье песне»
  • «Руки милой — пара лебедей…»
  • «Русь уходящая»
  • «Русь советская» (А. Сахарову)
  • «Русь бесприютная»
  • «Русалка под новый год»
  • «Русь»
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…»
  • «Слышишь — мчатся сани, слышишь — сани мчатся…»
  • «Самые лучшие минуты…»
  • «Сукин сын»
  • «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…»
  • «Сторона ль ты моя, сторона…»
  • «Синее небо, цветная дуга…»
  • «Собаке Качалова»
  • «Слезы»
  • «Сыплет черемуха снегом…»
  • «Темна ноченька, не спится…»
  • «Ты меня не любишь, не жалеешь…»
  • «Ты запой мне ту песню, что прежде…» (сестре Шуре)
  • «Тихий ветер. Вечер сине-хмурый…»
  • «Ты сказала, что Саади…»
  • «Ты такая ж простая, как все…»
  • «Ты прохладой меня не мучай…»
  • «Топи да болота…»
  • «Ты ушла и ко мне не вернешься…»
  • «Ты на молитву мне ответь…»
  • «Улеглась моя былая рана…»
  • «Удалец»
  • «Форма» (Своё, Народная)
  • «Холодней, чем у сколотой проруби…»
  • «Цветы мне говорят — прощай…»
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ…»
  • «Этой грусти теперь не рассыпать…»
  • «Эта улица мне знакома…»
  • «Юность»
  • «Я положил к твоей постели…»
  • «Я снова здесь, в семье родной…»
  • «Я покинул родимый дом…»
  • «Я спросил сегодня у менялы…»
  • «Я помню, любимая, помню…»
  • «Я обманывать себя не стану…»

Предатель!

Всегда найдется женская рука,
чтобы она, прохладна и легка,
жалея и немножечко любя,
как брата, успокоила тебя.
Всегда найдется женское плечо,
чтобы в него дышал ты горячо,
припав к нему беспутной головой,
ему доверив сон мятежный свой.
Всегда найдутся женские глаза,
чтобы они, всю боль твою глуша,
а если и не всю, то часть ее,
увидели страдание твое.
Но есть такая женская рука,
которая особенно сладка,
когда она измученного лба
касается, как вечность и судьба.
Но есть такое женское плечо,
которое неведомо за что
не на ночь, а навек тебе дано,
и это понял ты давным-давно.
Но есть такие женские глаза,
которые глядят всегда грустя,
и это до последних твоих дней
глаза любви и совести твоей.
А ты живешь себе же вопреки,
и мало тебе только той руки,
того плеча и тех печальных глаз…
Ты предавал их в жизни столько раз!
И вот оно – возмездье – настает.
«Предатель!»– дождь тебя наотмашь бьет.
«Предатель!»– ветки хлещут по лицу.
«Предатель!»– эхо слышится в лесу.
Ты мечешься, ты мучишься, грустишь.
Ты сам себе все это не простишь.
И только та прозрачная рука
простит, хотя обида и тяжка,
и только то усталое плечо
простит сейчас, да и простит еще,
и только те печальные глаза
простят все то, чего прощать нельзя… (Е. Евтушенко)

Тема любви в лирике Есенина

Любовь в жизни Сергея Есенина.

Любовная тема всегда была актуальной для поэтов, художников и музыкантов. О любви уже давно все сказано и написано, но, тем не менее, у всех людей разное представление об этом светлом чувстве. Вот почему тема любви всегда останется востребованной для творческих личностей.

В стихах талантливого поэта Сергея Есенина любовная тема присутствует даже в самых ранних его произведениях. Поначалу это были стихотворения, носящие характер поэтичной стилизованности и фольклорности. Например, таковым является стихотворение 1909

года«Подражание песне». Данный стих похож на лирическую песню, сочиненную русским народом. В этом творческом периоде поэтической жизни поэта есть и другие лирические произведения, которые он посвятил Сардановской Анне

– сестрице своего приятеля детских лет, а именно:«Зачем зовешь…», «Сыплет черемуха снегом…», «Выткался на озере алый свет зари…» . Душа поэта полна любви и ликования, нежными мечтаниями о свидании.

Потом в лирических стихах о любви возникнут мотивы, которые объединяют поэзию природы и любовную поэзию. Эти мотивы передают всю полноту духовности этого возвышенного чувства, а также его невинность. Например, в произведении «Зеленая прическа…»

, которое было посвящено Кашиной Л. И., стройная девушка получает сравнение с березонькой, а ее косы сравниваются с веточками, причесанными гребнем луны. Эта «березка» повествует о пастушке, посещающем ее по ночам.

В целомудренном ключе должна была быть книга «Стихи о любви»

, но цикл этих стихотворений так и не был им написан. Другая разновидность любовного чувства представлена в цикле «Москва кабацкая». В начале двадцатых годов в душе поэта случился кризис из-за его метаний между царской и советской Россией и ощущения собственной ненужности.Утешался Есенин пьянством и разгульной жизнью. Казалось, что он не никогда не испытает возвышенной любви. В произведении«Письмо к женщине» поэт говорит, что хотел «себя сгубить в угаре пьяном». Он стал относиться к чувству любви никак к чему-то возвышенному, а как к затягивающему омуту, называя любовь «заразой» и «чумой».

Поэт разочаровался в сердечных делах, поэтому пишет строчки, полные цинизма, вульгарности и грубости, называя женщину «паршивой сукой», а всех женщин – «собачьей сворой».

В этот период Есенин в первый раз в своих произведениях грубо высказывается в адрес женщины. Но все же герой его стихов цикла«Москва кабацкая » в конце-концов просит простить его. Он старается утешиться любовью и вылечить с ее помощью раны своей души.

Есенин посвятил цикл своих стихотворений «Любовь хулигана»

Миклашевской Августе. Эта новая любовь исцеляла израненную и пустующую душу Сергея. Есенин становится окрыленным этим чувством, он снова вдохновлен, пишет прекрасные стихотворения и снова верит в это светлое, идеальное, возвышенное и прекрасное ощущение любви.

В произведении «Заметался пожар голубой…»

автор признается, что он впервые поет о любви и«отрекается скандалить». Теперь смысл его жизни состоит в любовании своей возлюбленной, смотреть в ее красивые золотисто-карие глазки, прикасаться к ее ручке и волосам. Герой доказывает, что хулиган тоже способен на любовь и может быть покорным. Любовь и возлюбленная стали смыслом всей жизни этого героя, он готов пойти за любимой на край света. Линия любви прослеживается и в стихотворном произведении «Ты такая ж простая, как все». Здесь любимая женщина видится герою произведения строгой иконой Божьей Матери. В1924 году Есенин поехал в Батуми. Там он познакомился с Тальян-Тертарьян Шаганэ. Это знакомство вдохновило Есенина на то, чтобы написать «Персидские мотивы». Он пишетстихи «Ты сказала, что Саади…», «Шаганэ ты, моя Шаганэ…», «Я спросил сегодня у менялы…». Передают «Персидские мотивы»

ностальгию Есенина. В этом лирическом цикле любовь к женщине и любовь к родной стране неразрывны. Герой цикла влюблен и чувствует себя счастливым, но помнит, что на Родине осталась другая девушка, которая похожа на эту, любимую, она, наверняка, вспоминает о нем.

Светлое чувство привело героя на юг. Но оно не в состоянии затмить его любовь к Родине и сильную тоску по ней.

Стихотворения последнего творческого периода жизни поэта выражают презрительность к ложным любовным чувствам, неприязнь к женскому обману. Есенин в своих стихах осудил лживых женщин. Он грезил о возвышенном, светлом, искреннем чувстве. Таков, например, стих «Листья падают, падают листья…». В нем герой устал от своей тяжелой судьбы и желает только нежной любви. Стихи о любви выражают все оттенки чувств лирического героя. Эти произведения отражают и биографию самого автора. В стихах Есенина любой человек найдет свое собственное представление о любви.

О, Боже, как же больно

О, Боже, как же больно…
Глаза твои пусты…
И режут как ножами, слова…
В них нет любви!
Зову тебя любимым,
А ты в ответ молчишь,
Я бьюсь как птица в клетке,
Услышь, молю, услышь…
Порою мне из жизни
Так хочется уйти.
Чтобы тебя не мучить,
Чтобы тебя спасти…
Я не хочу быть ношей
Тяжёлой для тебя.
Не нужно жить со мною,
Мой милый, не любя!
Хочу расправить крылья,
И полететь как ветер…
Но как же моя мама?
А как же мои дети?
Я не смогу так сделать,
Ведь деткам сложно будет.
На свете жить без матери
Они ведь меня любят!!!
Я ухожу — любимый,
Тебя я отпускаю,
Иди своей дорогой
Тебе любви желаю!!!
Быть может та, другая,
Любовь в тебе разбудит,
И в сердце лёд растает,
И ты её полюбишь… (С.С.А., посетитель otmetim.info)

https://otmetim.info/stixi-o-predatelstve/

Измена

Измена, измена –
Как треснувший лёд…
Но это, как грипп:
Поболит – да пройдёт!
Изменил… Неужто, это правда?
Изменил – поверить не могу!
Ты остался, спутав мне все карты,
На чужом далёком берегу.
Я теперь нечаянно свободна,
Ты вильнул за поворот крутой.
Мог ты «пошутить» так с кем угодно,
С кем угодно, только не со мной…
Измена, измена –
Как треснувший лёд…
Но это, как грипп:
Поболит – да пройдёт!
Душу рвёт в куски обида горькая,
Но грустить и плакать погожу.
Мне твердят подружки: слишком гордая, –
Боль свою тебе не покажу.
Не вернёшься – говорят, всё к лучшему!
Ты не будешь счастлив с той, другой.
Я тебя, родной, ещё помучаю –
Ты ещё побегаешь за мной!
Измена, измена –
Как треснувший лёд…
Но это, как грипп:
Поболит – да пройдёт! (Фрида Полак)

Зимняя ночь (Свеча горела на столе)

Борис Пастернак

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Стихи классиков и известных поэтов про любовь

Согласитесь, что у известных русских поэтов-классиков самые красивые и романтические стихи о любви в мире. Только классикам было подвластно подчинить своему перу непростую красоту русского языка и выразить с его помощью одно из самых сложных чувств – любовь. Неудивительно, что даже спустя столетия, слова любви, написанные Пушкиным, Лермонтовым, Ахматовой, Есенинымпо-прежнему актуальны и трогают до глубины души. Как известно, классика никогда не стареет и не выходит из моды. Именно поэтому современные романтики продолжают признаваться в любви и покорять женские сердца с помощью прекрасных произведений поэтов-классиков. Далее вас ждет подборка лучших стихов классиков и известных поэтов о любви. Уверены, что среди этих стихотворений вы найдете свое идеальное признание в романтических чувствах.

Дорогая, сядем рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

Это золото осеннее,

Эта прядь волос белесых —

Все явилось, как спасенье

Беспокойного повесы.

Я давно мой край оставил,

Где цветут луга и чащи.

В городской и горькой славе

Я хотел прожить пропащим.

Я хотел, чтоб сердце глуше

Вспоминало сад и лето,

Где под музыку лягушек

Я растил себя поэтом.

Там теперь такая ж осень…

Клен и липы в окна комнат,

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

Их давно уж нет на свете.

Месяц на простом погосте

На крестах лучами метит,

Что и мы придем к ним в гости,

Что и мы, отжив тревоги,

Перейдем под эти кущи.

Все волнистые дороги

Только радость льют живущим.

Дорогая, сядь же рядом,

Поглядим в глаза друг другу.

Я хочу под кротким взглядом

Слушать чувственную вьюгу.

С. Есенин

Я знаю, Ты моя награда

За годы боли и труда,

За то, что я земным отрадам

Не предавалась никогда,

За то, что я не говорила

Возлюбленному: «Ты любим».

За то, что всем я не простила,

Ты будешь ангелом моим…

А. Ахматова

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной

В тревогах шумной суеты,

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

А. Пушкин

Без вас хочу сказать вам много,

При вас я слушать вас хочу;

Но молча вы глядите строго,

И я в смущении молчу.

Что ж делать?.. Речью неискусной

Занять ваш ум мне не дано…

Все это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно…

М.Лермонтов

Обидная любовь

Пробило десять. В доме тишина.
Она сидит и напряженно ждет.
Ей не до книг сейчас и не до сна,
Вдруг позвонит любимый, вдруг придет?!
Пусть вечер люстру звездную включил,
Не так уж поздно, день еще не прожит.
Не может быть, чтоб он не позвонил!
Чтобы не вспомнил – быть того не может!
«Конечно же, он рвался, и не раз,
Но масса дел: то это, то другое…
Зато он здесь и сердцем и душою».
К чему она хитрит перед собою
И для чего так лжет себе сейчас?
Ведь жизнь ее уже немало дней
Течет отнюдь не речкой Серебрянкой:
Ее любимый постоянно с ней –
Как хан Гирей с безвольной полонянкой.
Случалось, он под рюмку умилялся
Ее душой: «Так преданна всегда!»
Но что в душе той – радость иль беда?
Об этом он не ведал никогда,
Да и узнать ни разу не пытался.
Хвастлив иль груб он, трезв или хмелен,
В ответ – ни возражения, ни вздоха.
Прав только он и только он умен,
Она же лишь «чудачка» и «дуреха».
И ей ли уж не знать о том, что он
Ни в чем и никогда с ней не считался,
Сто раз ее бросал и возвращался,
Сто раз ей лгал и был всегда прощен.
В часы невзгод твердили ей друзья:
– Да с ним пора давным-давно расстаться.
Будь гордою. Довольно унижаться!
Сама пойми: ведь дальше так нельзя!
Она кивала, плакала порой.
И вдруг смотрела жалобно на всех:
– Но я люблю… Ужасно… Как на грех!..
И он уж все же не такой плохой!
Тут было бесполезно препираться,
И шла она в свой добровольный плен,
Чтоб вновь служить, чтоб снова унижаться
И ничего не требовать взамен.
Пробило полночь. В доме тишина…
Она сидит и неотступно ждет.
Ей не до книг сейчас и не до сна:
Вдруг позвонит? А вдруг еще придет?
Любовь приносит радость на порог.
С ней легче верить, и мечтать, и жить.
Но уж не дай, как говорится, бог
Вот так любить! (Э. Асадов)

Предатель!

Всегда найдется женская рука,

чтобы она, прохладна и легка,

жалея и немножечко любя,

как брата, успокоила тебя.

чтобы в него дышал ты горячо,

припав к нему беспутной головой,

ему доверив сон мятежный свой.

чтобы они, всю боль твою глуша,

а если и не всю, то часть ее,

увидели страдание твое.

которая особенно сладка,

когда она измученного лба

касается, как вечность и судьба.

которое неведомо за что

не на ночь, а навек тебе дано,

и это понял ты давным-давно.

которые глядят всегда грустя,

и это до последних твоих дней

глаза любви и совести твоей.

и мало тебе только той руки,

того плеча и тех печальных глаз.

Ты предавал их в жизни столько раз!

«Предатель!»– дождь тебя наотмашь бьет.

«Предатель!»– ветки хлещут по лицу.

«Предатель!»– эхо слышится в лесу.

Ты сам себе все это не простишь.

И только та прозрачная рука

простит, хотя обида и тяжка,

простит сейчас, да и простит еще,

и только те печальные глаза

простят все то, чего прощать нельзя.

Примечания к стихотворению Есенина «Письмо к женщине»

Автограф «Письма к женщине» неизвестен. Рукопись Есенина, которая являлась первоисточником публикации в З. Вост. (21 ноября, № 733; Р. сов.; Стр. сов.), была, по-видимому, утрачена в 1926-1927 гг.

Печатается по наб. экз. (вырезка из Стр. сов.) с уточнением ст. 41 («Незрело знающий работу» вместо «Но зрело знающий работу») по другим экземплярам Стр. сов. {В наборе, с которого тиражировалась Стр. сов., буква «е» имела дефект, в результате чего ее отпечаток на бумаге нередко можно было принять за «о». Поэтому в ряде экземпляров Стр. сов. (в том числе и в использованном как наб. экз.) в ст. 41 «Письма к женщине» слова «Не зрело» выглядят как «Но зрело». Это последнее начертание было воспроизведено по наб. экз. в Собр. ст., 2, с. 133, а затем — в большинстве книг Есенина, выпущенных в 1926-1990-х гг. Исключением стали некоторые издания, подготовленные С.П.Кошечкиным (начиная с кн.: Есенин С. Плеск голубого ливня. М., 1975). Печатая ст. 41 со словом «незрело», С.П.Кошечкин опирался прежде всего на суждение Н.К.Вержбицкого, бывшего в 1924 году сотрудником «Зари Востока» и имевшего отношение к первой публикации «Письма к женщине» (см. кн. Н.Вержбицкого «Встречи с Есениным: Воспоминания», Тбилиси, 1961, с. 101). Отчетливый текст ст. 41 с «не зрело» см., например, в одном из экземпляров Стр. сов., имеющемся в книгохранилище Российской государственной библиотеки (шифр Z 73/220)} и всем остальным источникам. Датируется по Собр. ст., 2.

В письме от 20 декабря 1924 года Есенин спрашивал Г.А.Бениславскую: «Как Вам нравится „Письмо к женщине?“» Ее ответ содержался во встречном письме от 25 декабря: „Письмо к женщине“ — я с ума сошла от него. И до сих пор брежу им — до чего хорошее оно!» (Письма, 262). 27 декабря 1924 года она вновь писала: «А „Письмо к женщине“ — до сих пор под этим впечатлением хожу. Перечитываю и не могу насытиться» (Письма, 264).

Печатные отклики на «Письмо к женщине» были немногочисленны. Анонимный рецензент Р. сов. усмотрел в нем (а также в «Письме от матери»), лишь «риторические объяснения» («Красная газета», веч. вып., Л., 1925, 28 июля, № 185; вырезка — Тетр. ГЛМ), тогда как В.А.Красильников назвал «Письмо…» «автобиографической исповедью» (журн. «Книгоноша», М., 1925, № 26, 31 июля, с. 17). О «яростном попутничестве» поэта высказалось несколько критиков. Если В.Липковский писал, что «в эпоху диктатуры пролетариата, яростной борьбы за полную победу на идеологическом фронте опасно оставаться только попутчиком, хотя бы и „яростным“» (З. Вост., 1925, 20 февраля, № 809; вырезка — Тетр. ГЛМ), то И.Т.Филиппов (журн. «Лава», Ростов-на-Дону, 1925, № 2/3, август, (на обл.: июль-август), с. 73) и А.Я.Цинговатов отнеслись к этому высказыванию Есенина с сочувствием. Последний предварил слова Есенина о себе как «яростном попутчике» таким рассуждением: «Признаниями советской действительности в 1924 году никого не удивишь,— и все же есенинское „признание“ имеет свое социальное значение: ведь Есенин — поэт того поколения крестьянской середняцкой молодежи, которое врасплох было захвачено революцией, было выбито из колеи, колебалось между зелеными и красными, между махновщиной и большевизмом, металось между кулачеством и беднотой, выявляя свою неустойчивую двуликую природу, а теперь, вступив в зрелый возраст <…>, поуспокоилось, поодумалось, стало на путь попутчества и сотрудничества, с рвением окончательно прозревшего» (журн. «Комсомолия», М., 1925, № 7, октябрь, с. 61).

В.Липковский обратил внимание на музыкальность многих стихов, помещенных в Стр. сов.; в частности, по поводу «Письма к женщине» он писал: «…графическим начертанием стихов он подчеркивает их мелодическую сущность, любезно указывая своему читателю, где он должен сделать паузу, любезно руководя его интонацией » (З

Вост., 1925, 20 февраля, № 809; вырезка — Тетр. ГЛМ).

Выступая на вечере, посвященном Есенину, Мейерхольду, Луначарскому (Москва, Центральный дом актера, декабрь 1967 г.), Е.А.Есенина свидетельствовала, что адресатом «Письма к женщине» — бывшая жена поэта, З.Н.Райх (запись выступления — в архиве Ю.Л.Прокушева). Зинаида Николаевна Райх (1894-1939) в 1924 году была актрисой Государственного театра им. Вс. Мейерхольда (ГосТИМ) и женой его руководителя.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный холл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: