Другие произведения
-
Что я знаю про стороны света?..
Что я знаю про стороны света
-
Как я спал на войне…
Как я спал на войне, в трескотне
-
Грач над березовой чащей…
Грач над березовой чащей.
-
Вы помните песню
Вы помните песню про славное море?
-
Не брести мне сушею
Не брести мне сушею
а по северным рекам плыть!
-
Пейзаж
Горящей осени упорство
-
Берёза
За стеною голоса и звон посуды.
-
Памяти ровесника
Опоздало письмо. Опоздало письмо
-
Люблю осеннюю Москву…
Люблю осеннюю Москву в ее убранстве светлом
-
Белый снег
В ожидании дел невиданных
-
Здесь обычай древний не нарушат…
Здесь обычай древний не нарушат.
-
Не на синьке и не на кальке
Не на синьке и не на кальке, а врисованный в синеву
-
В Кишиневе зимой
В Кишиневе, зимой, а точней говоря — в декабре
-
В чужом доме
Лес лопочет у окна в полудреме.
-
Шаги
Твой дом стоял у самой Ангары, наполненный до крыши тишиной
-
Знаете, как отдыхает вино?
Знаете, как отдыхает вино?
-
Все о даче ты
Все о даче ты, все о даче.
-
Откуда вы приходите, слова…
Откуда вы приходите, слова, исполненные доброго доверья?
-
С мокрой травы в лесу стряхиваю росу…
С мокрой травы в лесу стряхиваю росу. Хочешь, стихотворенье из лесу принесу?
-
Я жил почти два месяца в Туркмении
Я жил почти два месяца в Туркмении, по глупости таскал с собой жену
-
Древнее, неразгаданное пространство…
Древнее, неразгаданное пространство
смотрит на землю холодно и бесстрастно. -
В это жаркое время года…
В это жаркое время года
слишком тихого дня не жди. -
Лена
Стрежень. Плесы. Тиховодье Лены.
-
Как медленно тебя я забывал!..
Как медленно тебя я забывал! Не мог тебя забыть, а забывал.
-
То снега да снега…
То снега да снега, то трава эта вешняя.
-
Где-то в городе белом…
Где-то в городе белом, над белой рекой, где белеет над крышами белыми дым
-
Вот приходит замысел рисунка
Вот приходит замысел рисунка
-
Тропа
Не там, где сходятся, где встреча и на ромашках ворожат
-
Каждое утро ходит отец за хлебом…
Каждое утро ходит отец за хлебом.
В булочной рядом он покупает хлеб. -
Приближаясь к спокойному устью…
Узнаю тебя, жизнь, принимаю…
Приближаясь к спокойному устью -
К морю стремился, морем дышал на юге…
К морю стремился, морем дышал на юге
-
Это дело давнее
Это дело давнее. Не моя вина.
-
Мальчики
Мальчики как мальчики
-
Первая кровь
А первую кровь мы видели так
-
Ледяная баллада
Скоро месяц выйдет
-
Рубеж
Травка в окопе жесткая и шершавая
-
Румынские цветы
Пропыленные клены и вязы
-
Словно книга…
Словно книга, до дыр зачитанная
-
Как мне забыть скупую благодать
Как мне забыть скупую благодать
-
По лужам бродили, едва лишь снега растаяли…
По лужам бродили, едва лишь снега растаяли. Равнодушно слушали
-
Забытая армейская тетрадь
Забытая армейская тетрадь
-
Осенний ветер листья бросил оземь…
Осенний ветер листья бросил оземь
-
Окна домов…
Окна домов, улиц ночных удивительные глаза!
-
Огонь
Печной огонь. Ночной огонь на Трубной.
-
Надпись на камне
Даже в малые истины людям не сразу верится
-
К птичьему прислушиваюсь крику…
К птичьему прислушиваюсь крику.
Вижу только море вдалеке. -
Женщина, которой ничего не нужно
Что вы с собой делаете?
-
Вот мною не написанный рассказ…
Вот мною не написанный рассказ. Его эскиз.
-
Промельк мысли. Замысел рисунка…
Промельк мысли. Замысел рисунка.
Поединок сердца и рассудка. -
Не бойся явных — бойся тайных тюрем…
Не бойся явных — бойся тайных тюрем. В одну из них тебя еще заманят.
-
Вдовы
Как части гарнизона
-
Обманчива неправды правота…
Обманчива неправды правота. Она — как та стоячая вода.
-
Стало многое изменяться…
Стало многое изменяться — видно, было, что изменять.
Анализ стихотворения Рубцова «В избе»
«Жили-были старик со старухой», – начало поэтического повествования, на первый взгляд, укладывается в классическую форму зачина народной сказки. Присмотревшись к тексту повнимательнее, можно определить, что центр внимания здесь смещен. Главенствующим становится образ избы: от него, как от печки, надо строить выводы.
Изба с резными ставнями – ладная, теплая и крепкая – надежно защищает домочадцев и их имущество от внешнего мира и «вселенской» суеты. Уютное жилище, работящая семья и налаженное хозяйство порождают чувства спокойной удовлетворенности, гордости у старухи.
Для Рубцова, поэта-странника, в лирике которого часто встречаются темы бездомности и одиночества, образ избы приобретает особенную ценность. Это не просто приют, защищающий от дождя и холода, а сакральное «место силы», излучающее положительную энергетику. Оно служит для человека источником спокойствия и уверенности, настраивая его на успешную и благополучную жизнь.
Гармоничная, как бы застывшая во времени картина нарушается в последнем четверостишии. Привычную тишину прерывает голос сына: он не хочет заботиться об отчем доме. В финале жилище именуется по-другому – интересный факт, учитывая что в небольшом стихотворении слова «изба», «избушка» встречаются три раза, а «дом» – только один. В рубцовской лирике оба понятия имеют основополагающую ценность, но имеется и существенная разница. Образ избы исполнен веры и надежды: в ней горит «русский огонек», согревающий душу даже одиноких и бесприютных. Трактовка избы как микрокосма характерна для лирики новокрестьянских поэтов начала XX в., и в творчестве Рубцова эта идея наследуется и развивается.
Именуя избу домом, сын хозяев намеренно дает обидную, незаслуженно «приниженную» характеристику жилью. Чем вызвано его недовольство? Героя не устраивает статичность положения, он желает попасть «за перевал», в неизведанные и загадочные места. Остается неясным, сумел ли юноша переступить границу безопасного и отлаженного быта, как сложилась его дальнейшая судьба. Понятно одно: сомнения не пройдут даром, и в «избяной» жизни, отлаженной веками, грядут изменения.
В концовке стихотворения поэт намечает контуры проблематики, на которой подробно останавливались его современники – прозаики-деревенщики: прощание с традиционным укладом и тревожные ожидания будущего, отдаляющегося от народных истоков.
Николай РубцовРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑