Константин Симонов Родина
Касаясь трех великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке И в краткий миг припомнить разом надо Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину — такую, Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть. Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.
Советская песня в послевоенный период. ПЕСНИ О ВОЗВРАЩЕНИИ
Советский плакат «Красной Армии — слава!».
Художник Голованов Л. 1946 год
В центре послевоенных песен стоит образ фронтовика, возвратившегося в родные
края с полей военных сражений. Чувства воинов, чей путь лежит домой из-за
рубежа, передают «Ходили мы походами» Листова — Жарова,
Дунаевского — Ошанина. Каждая из них
по-своему преломляет типичные для походных маршей интонации в лирическом ключе. И вместе
с тем и в той и другой присутствуют упругость и удаль плясовых
ритмов. О долгожданной встрече с отчим краем рассказывает песня
(Фрадкин — Матусовский).
Написанная в вальсовом ритме, она отличается широчайшим мелодическим размахом.
Чистотой сокровенного чувства овеяны песни о ждущих и дождавшихся, об
ожидании встречи с любимой или о самой встрече, такие, как «Ласковая песня»
Фрадкина — Долматовского, «Где ж ты, мой сад»
Соловьева-Седого — Фатьянова.
Немало песен о возвращении с войны написано в стиле музыки для
джаз-оркестра. Лучшие из них встречали теплый отклик слушателей и
надолго сохранили популярность, несмотря на резкую, часто несправедливую
критику, исходившую от противников всяческого намека на «зарубежность».
Таковы уже упоминавшиеся «Ласковая песня» Фрадкина,
его же «Здравствуй, здравствуй» (стихи В. Винникова),
«Днем и ночью» Богословского — Дыховичного.
Нетрудно заметить, что даже самые светлые и энергичные «песни возвращений»
нередко подернуты дымкой грусти. Ведь они повествуют о тех или от имени тех
людей, у кого за плечами нелегкий путь войны, горечь многих потерь.
Об этом с большой силой, страстностью и прямотой напоминают песенные
образы композитора Блантера. К ним относятся и скорбный сказ
(стихи Исаковского), и медленный вальс-баллада
«Грустные ивы» (стихи Жарова), и стилизованная под старинные духовые
марши России лирико-патриотическая песня
(стихи Исаковского), и наполненный лирическим волнением походный
марш «Солнце скрылось за горою» (стихи А. Коваленкова).
Все они, разные по характеру и содержанию, предельно «наэлектризованы»
энергией. Свойственная им целеустремленность идет от твердой опоры
на упругие ритмоформулы бытовых жанров. На фоне строго размеренных
ритмических контуров с особенной яркостью вырисовываются моменты
острых ладовых тяготений. Например, интервал малой ноны, возникающий
на кульминационной точке маршево-танцевального движения в песне
«Летят перелетные птицы». Или выразительно подчеркнутое синкопой
острое вводнотоновое сочетание VI и V ступеней в песне «Солнце
скрылось за горою».
Сердца людей, пришедших с войны, еще полнились воспоминаниями о
фронтовом содружестве, о боевых спутниках, с которыми пройдены были все
испытания и тяготы военной жизни. Вот почему так естественно входит
в послевоенные песни элегическое начало, всегда сопутствующее
настроению светлой грусти. Элегична песня Соловьева-Седого «Где же
вы теперь, друзья-однополчане?» (стихи Фатьянова) с ее мягкими,
вопрошающе-мечтательными интонациями. Властвует это настроение и в
мужественной, романтической песне Молчанова «Вот солдаты идут»
(стихи М. Львовского).
А
«Дороги» Новикова — Ошанина — первая песня-воспоминание о войне
— это не только взгляд в недавнее прошлое, но и осмысление
пережитого. Линия музыкального развития выдержана в точном
драматургическом соответствии со стихотворным содержанием.
Медленный запев ведет повествовательную линию — в нем оживают эпизоды войны.
Более подвижен припев, собственно он и знаменует собою движение от одной
картины-воспоминания к другой. Мелодия близка старинным лирическим
песням, но в отличие от них по-военному собранна, сурова и
сдержанна. В неспешной пульсации трехдольного ритма, в сползающих
басах есть нечто от старинного жанра пассакальи. И вместе с тем это
безусловно российская солдатская песня, в размашистые, широкие
фразы которой четко впечатана тяжелая поступь походного шага.
Диапазон песенного искусства А. Новикова представлен самыми разными жанрами
— от торжественного гимна, воинской песни до эстрадной бытовой лирики.
То же самое следует отнести к творчеству его постоянного соавтора, поэта
Л. Ошанина, Оба они — создатели
«Гимна демократической молодежи мира»
— открывают одну из значительных страниц советской песенной культуры.
Советская песня в послевоенный период. ПЕСНИ БОРЬБЫ ЗА МИР
Советский плакат «Не балуй!».
Художник Говорков В. 1948 год
Песни борьбы за мир — молодежные политические песни. Их история неотъемлема
от международного движения против новой военной угрозы. Поэтическое
выражение нашли в них важнейшие идеи и лозунги сторонников мира.
Большое влияние на развитие этой новой разновидности массовой песни
оказали международные фестивали молодежи.
1947 год. I Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Праге. Песню
Новикова и Ошанина, распечатанную на тысячах листовок, мгновенно
приняли, подхватили и разнесли по свету участники форума юности. С тех пор
звучит на
множестве языков как символ солидарности всех мирных сил планеты.
Новаторскую интерпретацию получили в нем выразительные средства
боевого гимнического мелоса — те самые, что на протяжении десятилетий
формировались в европейских (в том числе и русских) революционных
песнях, а затем в советских молодежных маршах 30-х годов,
антифашистских песнях Г. Эйслера, демократических
мелодиях разных стран.
Суров и сосредоточен запев — призыв к единению против поджигателей войны.
Многократная повторность звуков, предельные рельефность и лаконизм
мелодических звеньев непосредственно отражают особенности скандированной
речи. Именно так — отчетливо и раздельно чеканит слоговые рельефы лозунгов
и призывов тысячеголосное единство современных фестивальных колонн.
Характерное свойство этого гимна заключено и в крутой смене
ритмических рисунков, ведущей к обособленности и контрастности
интонационных звеньев мелодии. Такой «многосоставный» строй
интонаций напоминает о многокрасочности плакатов и лозунгов,
скандируемых на разных языках в интернациональных молодежных
колоннах. Отсюда же — эхообразные повторы слов («молодежь», «не
убьешь» — в припеве), словно подхваченных разными группами
демонстрантов.
«Гимн демократической молодежи» послужил образцом для многих песен
борьбы за мир. В конце 40-х — начале 50-х годов на международных молодежных форумах
зазвучали «Мы за мир» (Туликов — Жаров), «Гимн международного
союза студентов» (В. Мурадели — Ошанин), «В защиту мира»
(Белый — Жаров), «Дай руку, товарищ далекий» (Кац — Софронов).
Общей чертой этих песен является сопоставление контрастных начал — тревога, гнев,
протест и светлый жизнеутверждающий призыв к единению. Широко и
быстро распространившийся тип маршево-гимнических песен вскоре
привел к закреплению стереотипных приемов и довольно ощутимому
однообразию. Впрочем, творческий поиск шел разными путями. Появилась
первая лирическая песня о мире — «Летите, голуби»
(Дунаевский — М. Матусовский) для смешанного хора. Спокойно-величавая,
с напевной, мягкой мелодией, плывущей в волнах прозрачной хоровой фактуры.
Широкую известность завоевал торжественный эпический гимн Шостаковича на стихи
Долматовского «Песня мира». Это произведение высоко ценил и включал
в свои концертные программы выдающийся американский певец Поль Робсон.
Владимир Высоцкий Он не вернулся из боя
Почему все не так? Вроде все как всегда: То же небо — опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода, Только он не вернулся из боя.
Мне теперь не понять, кто же прав был из нас В наших спорах без сна и покоя. Мне не стало хватать его только сейчас, Когда он не вернулся из боя.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал, Он всегда говорил про другое, Он мне спать не давал, он с восходом вставал, А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь, — не про то разговор, Вдруг заметил я — нас было двое. Для меня будто ветром задуло костер, Когда он не вернулся из боя.
Нынче вырвалась, будто из плена, весна, По ошибке окликнул его я: — Друг, оставь покурить! — А в ответ — тишина: Он вчера не вернулся из боя.
Наши мертвые нас не оставят в беде, Наши павшие — как часовые. Отражается небо в лесу, как в воде, И деревья стоят голубые.
Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло для обоих. Все теперь одному. Только кажется мне, Это я не вернулся из боя.
http://waralbum.ruЮный курьер повстанцев переходит улицу в северной части центра Варшавы
Советская песня в послевоенный период. ГИМНИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
Удельный вес гимнических песен в песенном творчестве послевоенных лет
весьма велик. Яркие образцы этого жанра представлены упомянутыми выше
песнями борьбы за мир. Однако ведущей в области гимнов остается
традиция песен-славлений, посвященных широкоохватным общественным
темам.
К ним принадлежат песни о коммунистической партии, такие, как
«Партия — наш рулевой» (Мурадели — Михалков),
«Мы — коммунисты» (Туликов — П. Градов).
К концу первого послевоенного десятилетия гимническая песня претерпела
известные изменения. В нее чаще проникают певучие лирические интонации, и
одновременно она обретает концертный размах. Таковы посвященные теме
Родины гимны Новикова
(слова Ошанина), «Россия» (слова
Алымова), отличающиеся подчеркнутым народно-песенным характером.
Середина 50-х годов
открывает песенную Лениниану. К лучшим принадлежат «Песня о Ленине»
(А. Холминов — Ю. Каменецкий),
«Ленин всегда с тобой»
(Туликов — Ошанин) — выразительные примеры концертного гимна.
Пример светлой
лирической гимничности — песня Шостаковича на стихи Долматовского
«Родина слышит». Как это свойственно песенному стилю Шостаковича, ее
отличает лучистый диатонический колорит, афористичная отточенность фразы. Не случайно
первая фраза мелодии использована советским радиовещанием в качестве позывных.
Вероника Тушнова Кукла
Много нынче в памяти потухло, а живет безделица, пустяк: девочкой потерянная кукла на железных скрещенных путях.
Над платформой пар от паровозов низко плыл, в равнину уходя. Теплый дождь шушукался в березах, но никто не замечал дождя.
Эшелоны шли тогда к востоку, молча шли, без света и воды, полные внезапной и жестокой, горькой человеческой беды.
Девочка кричала и просила и рвалась из материнских рук,— показалась ей такой красивой и желанной эта кукла вдруг.
Но никто не подал ей игрушки, и толпа, к посадке торопясь, куклу затоптала у теплушки в жидкую струящуюся грязь.
Маленькая смерти не поверит, и разлуки не поймет она. Так хоть этой крохотной потерей дотянулась до нее война.
Некуда от странной мысли деться: это не игрушка, не пустяк,— это, может быть, обломок детства на железных скрещенных путях.
Александр Владимирович Серолапкин
КАБИНЕТ | ФАЙЛЫ | БЛОГ | ДРУЗЬЯ | ШКОЛЫ | ОБЩЕНИЕ | НАСТРОЙКИ | ЗАКЛАДКИ |
|
ЗАПИСЬ #1878 | В ЗАКЛАДКИ |
Юрий
|
Выскажите Ваше мнение:Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарииЗарегистрироваться |
Вакансии для учителей
Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (500)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Саша Чёрный (29)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (21)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)