Стихи о послевоенном времени

Послевоенное детство мое... | роо "ветераны полигона про"

Константин Симонов Родина

Касаясь трех великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната Уже занесена в твоей руке И в краткий миг припомнить разом надо Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину — такую, Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам, Далекую дорогу за леском, Речонку со скрипучим перевозом, Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться, Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли Ту горсть земли, которая годится, Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть. Но эти три березы При жизни никому нельзя отдать.

Советская песня в послевоенный период. ПЕСНИ О ВОЗВРАЩЕНИИ

Советский плакат «Красной Армии — слава!».
Художник Голованов Л. 1946 год

В центре послевоенных песен стоит образ фронтовика, возвратившегося в родные
края с полей во­енных сражений. Чувства воинов, чей путь лежит домой из-за
рубежа, передают «Ходили мы походами» Листова — Жарова,
Дунаевского — Ошанина. Каждая из них
по-своему преломляет типичные для походных маршей интона­ции в лирическом ключе. И вместе
с тем и в той и другой при­сутствуют упругость и удаль плясовых
ритмов. О долгожданной встрече с отчим краем рассказывает песня
(Фрадкин — Матусовский).
Написанная в вальсовом ритме, она отличается широчайшим мелодическим размахом.

Чистотой сокровенного чувства овеяны песни о ждущих и дождавшихся, об
ожидании встречи с любимой или о самой встрече, такие, как «Ласковая песня»
Фрадкина — Долматовского, «Где ж ты, мой сад»
Соловьева-Седого — Фатьянова.

Немало песен о возвращении с войны написано в стиле му­зыки для
джаз-оркестра. Лучшие из них встречали теплый от­клик слушателей и
надолго сохранили популярность, несмотря на резкую, часто несправедливую
критику, исходившую от противников всяческого намека на «зарубежность».
Таковы уже упоминавшиеся «Ласковая песня» Фрадкина,
его же «Здрав­ствуй, здравствуй» (стихи В. Винникова),
«Днем и ночью» Богословского — Дыховичного.

Нетрудно заметить, что даже самые светлые и энергичные «песни возвращений»
нередко подернуты дымкой грусти. Ведь они повествуют о тех или от имени тех
людей, у кого за плечами нелегкий путь войны, горечь многих потерь.
Об этом с большой силой, страстностью и прямотой напоминают песенные
образы композитора Блантера. К ним относятся и скорбный сказ
(стихи Исаковского), и медленный вальс-баллада
«Грустные ивы» (стихи Жарова), и стилизованная под старинные духовые
марши России лирико-патриотическая песня

(стихи Исаковского), и напол­ненный лирическим волнением походный
марш «Солнце скры­лось за горою» (стихи А. Коваленкова).
Все они, разные по ха­рактеру и содержанию, предельно «наэлектризованы»
энергией. Свойственная им целеустремленность идет от твердой опоры
на упругие ритмоформулы бытовых жанров. На фоне строго разме­ренных
ритмических контуров с особенной яркостью вырисовываются моменты
острых ладовых тяготений. Например, интервал малой ноны, возникающий
на кульминационной точке маршево-танцевального движения в песне
«Летят перелетные птицы». Или выразительно подчеркнутое синкопой
острое вводнотоновое сочетание VI и V ступеней в песне «Солнце
скрылось за горою».

Сердца людей, пришедших с войны, еще полнились воспо­минаниями о
фронтовом содружестве, о боевых спутниках, с которыми пройдены были все
испытания и тяготы военной жизни. Вот почему так естественно входит
в послевоенные пес­ни элегическое начало, всегда сопутствующее
настроению свет­лой грусти. Элегична песня Соловьева-Седого «Где же
вы те­перь, друзья-однополчане?» (стихи Фатьянова) с ее мягкими,
вопрошающе-мечтательными интонациями. Властвует это на­строение и в
мужественной, романтической песне Молчанова «Вот солдаты идут»
(стихи М. Львовского).

А

«Дороги» Новикова — Ошанина — первая песня-вос­поминание о войне
— это не только взгляд в недавнее прошлое, но и осмысление
пережитого. Линия музыкального развития выдержана в точном
драматургическом соответствии со стихо­творным содержанием.

Медленный запев ведет повествовательную линию — в нем оживают эпизоды войны.
Более подвижен припев, собственно он и знаменует собою движение от одной
картины-воспоминания к другой. Мелодия близка старинным лирическим
пес­ням, но в отличие от них по-военному собранна, сурова и
сдер­жанна. В неспешной пульсации трехдольного ритма, в спол­зающих
басах есть нечто от старинного жанра пассакальи. И вместе с тем это
безусловно российская солдатская песня, в раз­машистые, широкие
фразы которой четко впечатана тяжелая поступь походного шага.

Диапазон песенного искусства А. Новикова представлен са­мыми разными жанрами
— от торжественного гимна, воинской песни до эстрадной бытовой лирики.

То же самое следует отнести к творчеству его постоянного соавтора, поэта

Л. Ошанина, Оба они — создатели
«Гимна демократической молодежи мира»
— открывают одну из значительных страниц советской песенной культуры.

Советская песня в послевоенный период. ПЕСНИ БОРЬБЫ ЗА МИР

Советский плакат «Не балуй!».
Художник Говорков В. 1948 год

Песни борьбы за мир — молодежные политические песни. Их история неотъемлема
от международного движения против новой военной угрозы. Поэтическое
выражение нашли в них важнейшие идеи и лозунги сторонников мира.
Большое влияние на развитие этой новой разновидности массовой песни
оказали международные фестивали молодежи.

1947 год. I Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Праге. Песню
Новикова и Ошанина, распечатанную на тысячах листовок, мгновенно
приняли, подхватили и разнесли по свету участники форума юности. С тех пор
звучит на
множестве языков как символ соли­дарности всех мирных сил планеты.

Новаторскую интерпретацию получили в нем выразительные средства
боевого гимнического мелоса — те самые, что на про­тяжении десятилетий
формировались в европейских (в том чис­ле и русских) революционных
песнях, а затем в советских молодежных маршах 30-х годов,
антифашистских песнях Г. Эйслера, демократических
мелодиях разных стран.

Суров и сосредоточен запев — призыв к единению против поджигателей войны.
Многократная повторность звуков, пре­дельные рельефность и лаконизм
мелодических звеньев непо­средственно отражают особенности скандированной
речи. Именно так — отчетливо и раздельно чеканит слоговые рельефы лозунгов
и призывов тысячеголосное единство современных фестивальных колонн.
Характерное свойство этого гимна заключено и в крутой смене
ритмических рисунков, ведущей к об­особленности и контрастности
интонационных звеньев мелодии. Такой «многосоставный» строй
интонаций напоминает о много­красочности плакатов и лозунгов,
скандируемых на разных языках в интернациональных молодежных
колоннах. Отсюда же — эхообразные повторы слов («молодежь», «не
убьешь» — в припеве), словно подхваченных разными группами
демонстран­тов.

«Гимн демократической молодежи» послужил образцом для многих песен
борьбы за мир. В конце 40-х — начале 50-х годов на международных молодежных форумах
зазвучали «Мы за мир» (Туликов — Жаров), «Гимн международного
союза студентов» (В. Мурадели — Ошанин), «В защиту мира»
(Белый — Жаров), «Дай руку, товарищ далекий» (Кац — Софронов).
Общей чер­той этих песен является сопоставление контрастных начал — тревога, гнев,
протест и светлый жизнеутверждающий призыв к единению. Широко и
быстро распространившийся тип маршево-гимнических песен вскоре
привел к закреплению стереотип­ных приемов и довольно ощутимому
однообразию. Впрочем, творческий поиск шел разными путями. Появилась
первая ли­рическая песня о мире — «Летите, голуби»
(Дунаевский — М. Матусовский) для смешанного хора. Спокойно-величавая,
с напевной, мягкой мелодией, плывущей в волнах прозрачной хоровой фактуры.

Широкую известность завоевал торжественный эпический гимн Шостаковича на стихи
Долматовского «Песня мира». Это произведение высоко ценил и включал
в свои концертные программы выдающийся американский певец Поль Робсон.

Владимир Высоцкий Он не вернулся из боя

Почему все не так? Вроде все как всегда: То же небо — опять голубое, Тот же лес, тот же воздух и та же вода, Только он не вернулся из боя.

Мне теперь не понять, кто же прав был из нас В наших спорах без сна и покоя. Мне не стало хватать его только сейчас, Когда он не вернулся из боя.

Он молчал невпопад и не в такт подпевал, Он всегда говорил про другое, Он мне спать не давал, он с восходом вставал, А вчера не вернулся из боя.

То, что пусто теперь, — не про то разговор, Вдруг заметил я — нас было двое. Для меня будто ветром задуло костер, Когда он не вернулся из боя.

Нынче вырвалась, будто из плена, весна, По ошибке окликнул его я: — Друг, оставь покурить! — А в ответ — тишина: Он вчера не вернулся из боя.

Наши мертвые нас не оставят в беде, Наши павшие — как часовые. Отражается небо в лесу, как в воде, И деревья стоят голубые.

Нам и места в землянке хватало вполне, Нам и время текло для обоих. Все теперь одному. Только кажется мне, Это я не вернулся из боя.

http://waralbum.ruЮный курьер повстанцев переходит улицу в северной части центра Варшавы

Советская песня в послевоенный период. ГИМНИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Удельный вес гимнических песен в пе­сенном творчестве послевоенных лет
весьма велик. Яркие об­разцы этого жанра представлены упомянутыми выше
песнями борьбы за мир. Однако ведущей в области гимнов остается
тра­диция песен-славлений, посвященных широкоохватным обще­ственным
темам.
К ним принадлежат песни о коммунисти­ческой партии, такие, как
«Партия — наш рулевой» (Мурадели — Михалков),
«Мы — коммунисты» (Туликов — П. Градов).

К концу первого послевоенного десятилетия гимническая песня претерпела
известные изменения. В нее чаще проникают певучие лирические интонации, и
одновременно она обретает концертный размах. Таковы посвященные теме
Родины гимны Новикова
(слова Ошанина), «Россия» (слова
Алымова), отличающиеся подчеркнутым народно-песенным ха­рактером.

Середина 50-х годов
открывает песенную Лениниану. К лучшим принадлежат «Песня о Ленине»
(А. Холминов — Ю. Каменецкий),

«Ленин всегда с тобой»
(Туликов — Оша­нин) — выразительные примеры концертного гимна.

Пример светлой
лирической гимничности — песня Шоста­ковича на стихи Долматовского
«Родина слышит». Как это свойственно песенному стилю Шостаковича, ее
отличает лучис­тый диатонический колорит, афористичная отточенность фразы. Не случайно
первая фраза мелодии использована советским ра­диовещанием в качестве позывных.

Вероника Тушнова Кукла

Много нынче в памяти потухло, а живет безделица, пустяк: девочкой потерянная кукла на железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов низко плыл, в равнину уходя. Теплый дождь шушукался в березах, но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку, молча шли, без света и воды, полные внезапной и жестокой, горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила и рвалась из материнских рук,— показалась ей такой красивой и желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки, и толпа, к посадке торопясь, куклу затоптала у теплушки в жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит, и разлуки не поймет она. Так хоть этой крохотной потерей дотянулась до нее война.

Некуда от странной мысли деться: это не игрушка, не пустяк,— это, может быть, обломок детства на железных скрещенных путях.

Александр Владимирович Серолапкин

КАБИНЕТ ФАЙЛЫ БЛОГ ДРУЗЬЯ ШКОЛЫ ОБЩЕНИЕ НАСТРОЙКИ ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Александр Владимирович Серолапкин
Блог
Три стихотворения о послевоенном
ЗАПИСЬ #1878 В ЗАКЛАДКИ

09 мая 2014, 03:45, автор — хозяин блогаАлександр Владимирович Серолапкин

Юрий
Левитанский. Отец

Он лежал на спине,
как ребенок,
я поил его чаем из ложки,
вытирал его лоб и губы
влажной больничной марлей,
не отходя от него
все десять дней и ночей,
не зная еще,
что будут они последними.
Он лежал на спине,
как ребенок,
глядя печально
куда-то перед собой.
— Трудно,- любил говорить он,-
бывает
только первые пятьдесят лет.-
Это была его любимая поговорка.
Легкой жизни не знал он.
Ничего за жизнь не скопил.
— После войны,-
говорил, размечтавшись когда-то,-
всем куплю по буханке хлеба
и одну из них съем
сам.-

Так за всю свою жизнь
ничего не скопил,
ничего не имел.
Не умел.

Чувство юмора
было единственным
его капиталом —
тем единственным
драгоценным металлом,
которым столь щедро
его наделил господь…

Господи,
помоги же и мне
до последнего дня
не растратить его
и сберечь,
королевское это
наследство —
кстати сказать,
далеко не худшее средство
для безбедного существованья
на этой земле.

1986

Юнна Мориц

Ему
было семь лет.

И мне — семь лет.
У меня был туберкулез,
А у бедняги нет.
В столовой для истощенных детей
Мне давали обед.
У меня был туберкулез,
А у бедняги нет.
Я выносила в платке носовом
Одну из двух котлет.
У меня был туберкулез,
А у бедняги нет.
Он брал мою жертву в рот,
И делал один глоток
И отмывал в церковном ручье
Мой носовой платок.
Однажды я спросила его,
Когда мы были вдвоем:
— Не лучше ли съесть котлету в шесть,
А не в один прием?
И он ответил: — Конечно, нет!
Если в пять или в шесть,
Во рту остается говяжий дух —
Сильнее хочется есть.
Гвоздями прибила война к моему
Его здоровый скелет.
У меня был туберкулез,
А у бедняги нет.
Мы выжили оба, вгрызаясь в один
Талон на один обед.
И два скелетика втерлись в рай,
Имея один билет!

Игорь Шкляревский

Брат! Как на станцию пойдёшь,

глядеть
в ту сторону не надо.И не
гляди, когда обратнопо
нашей улице пойдёшь…Там
дом горит! Там свет горит!Там за
столом отец сидит.Читает
он свою газету.Там
постелила нам кроватьи
чашки расставляет мать.Там
никого чужого нету.Ну вот
и всё! Теперь иди.И
только не гляди на окна.
На
окна только не гляди…

2014-05-09 08:04:44 — Ирина Алексеевна Большакова Страшно, одиноко, печально, но есть надежда…
2014-05-09 08:10:34 — Ольга Ивановна ОленюкСтрашные были дни…
2014-05-09 08:14:19 — Людмила Анатольевна МилковаСпасибо, за подборку трогательных слов, Александр Владимирович! С Великим праздником-Днем Победы!
2014-05-09 09:56:04 — Раиса Поликарповна ТрефиловаПронзительные стихи! Спасибо! С праздником, Александр Владимирович!
2014-05-09 16:50:23 — Надежда Анатольевна Селютинастихи больно плачут
2014-05-09 18:49:20 — Валентина Вениаминовна КоролеваХорошие стихи!
2014-05-09 18:56:01 — Галина Александровна КлимоваСпасибо!

Выскажите Ваше мнение:Извините, только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарииЗарегистрироваться

Вакансии для учителей

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (500)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Саша Чёрный (29)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (21)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный холл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: