Цитаты Фридриха Ницше о вере Боге религии
Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности. Цитата Фридриха Ницше
Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности.
Я не могу поверить в Бога, который хочет, чтобы его постоянно хвалили.
Никогда ещё никакая религия ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины. Ибо каждая религия родилась из страха и нужды и вторглась в жизнь через заблуждения разума.
Я смог бы поверить в Бога только в одном случае, если бы тот знал толк в танце.
Женщина была вторым промахом Бога — это знает всякий жрец.
Церковь — это род государства, притом — самый лживый.
Уже слово «христианство» есть недоразумение, — в сущности был только один христианин, и он умер на кресте.
Христианская церковь ничего не оставила не тронутым в своей порче, она обесценила всякую ценность, из всякой истины она сделала ложь, из всего честного — душевную низость.
В этом мире два вида людей: те, которые хотят знать, и те, которые хотят верить.
Возлюби ближнего своего» — это значит прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» — И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями.
Свободный ум требует оснований, другие же — только веры.
Христианская вера есть с самого начала жертвоприношение: принесение в жертву всей свободы, всей гордости, всей самоуверенности духа и в то же время отдание самого себя в рабство, самопоношение, самокалечение.
Не будем же слишком низко ценить христианина; фальшивый до невинности, высоко поднимается над обезьяной; по отношению к христианину знаменитая теория происхождения — только учтивость.
Сильнее всего ненавистен верующему не свободный ум, а новый ум, обладающий новой верой.
В сущности, между религией и настоящей наукой нет ни сродства, ни дружбы, ни вражды: они на разных полюсах.
Пред ликом скуки даже боги слагают знамена.
В каждой религии религиозный человек есть исключение.
Бог умер: теперь хотим мы, чтобы жил сверхчеловек.
Повелительные натуры будут повелевать даже своим Богом, сколько бы им и не казалось, что они служат Ему.
Случайная прогулка по сумасшедшему убежищу показывает, что вера ничего не доказывает.
Как же относятся обе названные величайшие религии к этому излишку неудачных случаев? Они стараются поддержать, упрочить жизнь всего, что только может держаться, они даже принципиально принимают сторону всего неудачного, как религии для страждущих, они признают правыми всех тех, которые страдают от жизни, как от болезни, и хотели бы достигнуть того, чтобы всякое иное понимание жизни считалось фальшивым и было невозможным. <>… …религии являются главными причинами, удержавшими тип «человек» на более низшей ступени; они сохранили слишком многое из того, что должно было погибнуть.
Господствовать — и не быть больше рабом Божьим: осталось лишь это средство, чтобы облагородить людей.
Общепринятые книги — всегда зловонные книги: запах маленьких людей пристаёт к ним. Там, где толпа ест и пьёт, даже где она поклоняется, — там обыкновенно воняет. Не нужно ходить в церкви, если хочешь дышать (чистым) воздухом.
Каждая церковь — камень на могиле Богочеловека: ей непременно хочется, чтобы Он не воскрес снова.
В любви всегда есть немного безумия…
Взгляды на любовь и брак оригинального мыслителя отличались неординарностью. Любовь полагал он некоей болезнью, а брак считал проявлением человеческого эгоизма. Соглашаться с этим или нет – решать каждому из нас, однако яркое зерно в цитатах Ницше о любви и браке, несомненно, есть.
«В любви всегда есть немного безумия… , но и в безумии всегда есть немного разума».
«Любовь к самому существованию противостоит желанию жить долго. Потому как для любви существуют миг и бесконечность, но не длительность».
«Всё, что делается из любви, совершается по ту сторону добра и зла».
«Тот, кто ценит свободу и силен духом, тот требовательнее в любви».
«Требование человека, чтобы его полюбили, есть величайшее из всех самомнений».
«Всякая любовь думает о мгновении и вечности, но никогда — о продолжительности».
«Не путайте: актеры гибнут от недохваленности, настоящие люди — от недолюбленности».
«Всякая великая любовь хочет не любви… она хочет большего».
«Любовь и ненависть не слепы, но они не видят огня, который несут с собой».
«Убожество в любви охотно маскируется отсутствием достойного любви».
«Любовь — плод послушания, но плод самой любви – свобода».
«Немного раздражения вначале — и вслед за этим большая любовь… так от трения спички рождается огонь».
«В конце концов, мы любим наше собственное вожделение, а не предмет его».
«Не то, что мешает нам быть любимыми, а то, что мешает нам любить полностью, ненавидим мы больше всего».
«Желание любить выдает утомленность и пресыщенность собою. Желание быть любимым, напротив, — тоску по себе, себялюбие».
«Любящий раздаривает себя, — а тот, кто хочет стать любимым, стремится получить в подарок самого себя».
«Остерегайся приступов своей любви! Слишком скоро протягивает одинокий руку тому, кто с ним повстречается».
«Не позволяй себя есть, когда находят тебя особенно вкусным — это знает тот, кто хочет, чтобы его любили долго».
«Когда встретишь своего человека, поймешь, почему с другими не получалось».
«Кто не способен ни на любовь, ни на дружбу, тот вернее всего делает ставку — на брак».
«Ах, эта бедность души вдвоём! Ах, эта грязь души вдвоём! Ах, это жалкое довольство собою вдвоём! Браком называют они всё это».
«Брак выдуман для посредственных людей, которые бездарны как в любви, так и в дружбе… Но и для тех редких натур, которые способны как на любовь, так и на дружбу». «Брак – это наиболее изолганная форма половой жизни, и как раз поэтому на его стороне чистая совесть».
«Если бы супруги не жили вместе, удачные браки встречались бы чаще».
«Не только вширь должен ты расти, но и ввысь! Да поможет тебе в этом сад супружества!»
Будь хозяином и скульптором самого себя…
В своих лучших цитатах Фридрих Ницше уверенно убеждает нас в том, что без испытаний самого себя на прочность человек не может быть счастливым. И что станешь ли ты таковым – зависит только от тебя.
«И если у тебя нет больше ни одной лестницы, ты должен научиться взбираться на собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше?»
«Оставайся всегда тем, кто ты есть. Будь хозяином и скульптором самого себя».
«Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений».
«Убеждения являются более опасными врагами истины, чем ложь».
«Чем больше человек молчит, тем больше он начинает говорить разумно».
«Только человек сопротивляется направлению гравитации: ему постоянно хочется падать вверх».
«Счастье в получении удовольствия от жизни».
«Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана».
«Если вы хотите высоко подняться, пользуйтесь собственными ногами! Не позволяйте нести себя, не садитесь на чужие плечи и головы! И тогда счастье само найдет тебя».
«Где бы я не находил жизнь, я находил также волю к власти».
«Несчастным или счастливым человека делают только его мысли, а не внешние обстоятельства. Управляя мыслями, он управляет своим счастьем».
«Самые умные люди, как и самые сильные, находят счастье в том, где другие нашли бы только катастрофу: в лабиринте, в суровости по отношению к себе и другим, в трудностях. Они наслаждаются властью над собой: для них аскетизм становится второй натурой, необходимостью, инстинктом».
«Все препятствия и трудности – это ступени, по которым мы растем ввысь».
«Возлюби ближнего своего» — это значит, прежде всего, «Оставь ближнего своего в покое!» И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями».
Надеюсь, дорогие читатели, вы нашли в этих цитатах и афоризмах что-то нужное и полезное для себя. С некоторыми из утверждений хочется поспорить, с какими-то не согласиться вовсе… Но каждое из них не оставит нас равнодушными и вызовет отклик в душе, не правда ли?
Продолжить душевный разговор и наполниться мудростью можно здесь:Об успехе в цитатах и афоризмахАфоризмы и цитаты о жизни со смысломЦитаты и афоризмы Альберта ЭйнштейнаО счастье в цитатах и афоризмахАфоризмы Конфуция: мудрость на все времена
В качестве душевного подарка предлагаю подборку высказываний великого мыслителя, положенных на музыку. Как по-новому они звучат! Послушаем цитаты, афоризмы, высказывания, выражения Фридриха Ницше о любви, жизни, мужчинах и женщинах.
Сверхчеловек
Говоря о смерти Бога, критикуя христианскую мораль за то, что ей должны подчиняться все, за то, что она обращается к несвободным, подавленным людям, считающим несвободу своим жизненным идеалом, Фридрих Ницше считал, что человек должен быть свободен. Он верил, что христианский идеал слабого человека нужно заменить идеалом Античности и эпохи Возрождения — это сильная и свободная творческая личность, не подчиняющаяся моральным нормам христианской религии:
Такой человек, по мнению Ницше, не нуждается в Боге, так как сам занимает его место и не имеет потребности в чем-то или ком-то, стоящем выше него. Такой человек, обладающий высшими инстинктами и воплощающий собой высший биологический вид, и называется сверхчеловеком. А общество сверхчеловеков — это «избранное меньшинство „лучших“, которым все позволено, так как их воля есть верховный закон для прочих».
Не всем эта концепция пришлась по душе. В 1899 году философ Владимир Соловьев выразил сожаление, что идеи Ницше влияют на русских юношей. Его тревожило, что молодые люди увлечены идеей превосходства одних людей над другими и придания себе исключительного значения.
О дружбе и друзьях
Яркий индивидуалист и сторонник мнения, что возлюбить нужно прежде всего самого себя, Фридрих Ницше в своих цитатах и афоризмах о друзьях и врагах все же отдает дань уважения светлому чувству дружбы.
«Ты должен в своём друге уважать ещё врага. Разве ты можешь близко подойти к своему другу и не перейти к нему? В своём друге ты должен иметь своего лучшего врага. Ты должен быть к нему ближе всего сердцем, когда ты противишься ему».
«Но если есть у тебя страждущий друг, стань для страданий его местом отдохновения, но вместе с тем и жестким ложем, походной кроватью: так лучше всего ты сможешь помочь ему».
«Всегда для отшельника друг является третьим: третий — это пробка, мешающая разговору двух опуститься в бездонную глубь».
«Будь хотя бы моим врагом!» — так говорит истинное почитание, которое не осмеливается просить о дружбе».
«Если ты хочешь иметь друга, ты должен вести войну за него; а чтобы вести войну, надо уметь быть врагом».
«Видел ли ты своего друга спящим, чтобы знать, как он выглядит? Что такое лицо твоего друга? Оно — твоё собственное лицо на грубом, несовершенном зеркале. Видел ли ты своего друга спящим? Испугался ли ты, что так выглядит твой друг? О, мой друг, человек есть нечто, что должно превзойти».
«Мастером в угадывании и молчании должен быть друг: не всего следует тебе домогаться взглядом. Твой сон должен выдать тебе, что делает твой друг, когда бодрствует».
«Пусть будет твоё сострадание угадыванием: ты должен сперва узнать, хочет ли твой друг сострадания. Быть может, он любит в тебе несокрушённый взор и взгляд вечности. Пусть будет сострадание к другу сокрыто под твёрдой корой, на ней должен ты изгрызть себе зубы. Тогда оно будет иметь свою тонкость и сладость».
«Являешься ли ты чистым воздухом, и одиночеством, и хлебом, и лекарством для своего друга? Иной не может избавиться от своих собственных цепей, но является избавителем для друга».
«Если ты раб, ты не можешь быть другом. Если ты тиран, у тебя не будет друзей».
«Тонкой душе тягостно сознавать, что кто-либо ей обязан благодарностью; грубой душе – сознавать себя обязанной кому-либо».
«По-настоящему близкий человек – это тот, кто знает твое прошлое, верит в твое будущее, а сейчас принимает тебя таким, какой ты есть».
Только тот, кто достаточно мужчина, освободит в женщине – женщину
Высказывания великого философа о роли женщины в обществе являются одними из самых противоречивых и громких в его трактатах. Поздние его труды отличались особой резкостью. Что тем более странно, ведь по отзывам современников, он вовсе не был женоненавистником и относился к прекрасному полу с тактичностью и дружелюбием. В своих цитатах и афоризмах о женщинах и мужчинах Ницше одновременно будто бы и обвиняет женщин в мужских слабостях, и восхищается этой их способностью.
«В женщине длительное время сосуществовали деспот и подчиненный, поэтому не ждите от нее дружбы, она знает лишь любовь».
«В мщении и любви женщина более варвар, чем мужчина».
«Счастье бегает за мной. Это потому, что я не женщина. А счастье – женщина».
«Только тот, кто достаточно мужчина, освободит в женщине – женщину».
«Соблазнить ближнего на хорошее о ней мнение и затем всей душой поверить этому мнению ближнего, – кто сравнится в этом фокусе с женщинами!»
«Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. Поэтому хочет он женщины как самой опасной игрушки».
«Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина – для отдохновения воина; все остальное – глупость».
«Слишком сладких плодов не любит воин. Поэтому любит он женщину; в самой сладкой женщине есть еще горькое».
«Лучше мужчины понимает женщина детей, но мужчина больше ребенок, чем женщина».
«Женщина научается ненавидеть в той мере, в какой она разучивается очаровывать».
«Одинаковые аффекты у мужчины и женщины все-таки различны в темпе – поэтому-то мужчина и женщина не перестают не понимать друг друга».
«У самих женщин в глубине их личного тщеславия всегда лежит безличное презрение – презрение к женщине».
«Пусть в вашей любви будет ваша честь! Вообще женщина мало понимает в чести. Но пусть будет ваша честь в том, чтобы всегда больше любить, чем быть любимой, и никогда не быть второй».
«Кого ненавидит женщина больше всех? Железо так говорило магниту: «Больше всего я тебя ненавижу за то, что ты притягиваешь, не имея достаточно сил, чтобы тащить за собой».
«Такими хочу я видеть мужчину и женщину: его — способным к войне, ее — к деторождению, но чтобы оба они могли танцевать — не только ногами, но и головой».
«Пусть мужчина боится женщины, когда она любит: ибо она приносит любую жертву и всякая другая вещь не имеет для нее цены. Пусть мужчина боится женщины, когда она ненавидит: ибо мужчина в глубине души только зол, а женщина еще дурна».
«Ещё не способна женщина к дружбе. Но скажите мне вы, мужчины, кто же среди вас способен к дружбе?»
«Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет».
«И повиноваться должна женщина, и найти глубину к своей поверхности. Поверхность – душа женщины, подвижная, бурливая пленка на мелкой воде».
«Но душа мужчины глубока, ее бурный поток шумит в подземных пещерах; женщина чует его силу, но не понимает ее».
Дух и воля говорят: «Я хочу»
А сколько споров и возмущений вызывало и продолжает вызывать учение великого философа о сверхчеловеке! Его даже обвиняли в том, что оно подготовило почву для возникновения нацизма. На самом деле, достаточно прочесть внимательно цитаты Фридриха Ницше о сверхчеловеке, чтобы убедиться, насколько искажают его мысли те, кто пытается связать его имя с фашизмом. Не к борьбе друг с другом призывал он, а к духовному возвышению над самим собой.
«Единственный смысл жизни – это сверхчеловек».
«До сих пор все существа создавали нечто, что превосходило их, а вы хотите быть отливом этой великой волны и скорее снова возвратиться к зверям, чем преодолеть человека? Что такое обезьяна для человека? Посмешище или мучительный позор. И тем же самым должен быть человек для сверхчеловека, — посмешищем или мучительным позором».
«Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью».
«Дух и воля говорят: «Я хочу».
«Темная туча – это человек. Молния из этой тучи – сверхчеловек».
«Я люблю только того, кто живет, познает и трудится для того, чтобы осуществился сверхчеловек, свободный духом и сердцем».
«Нужно завоевать себе свободу и право говорить «нет» всем и по любому поводу».
«Живи так, чтобы спать спокойно».
«Этот мир несовершенен, а значит, несовершенен и тот, кто его создал».
«В горах самый короткий путь – по вершинам гор. Но для этого нужно широко шагать и иметь длинные ноги».
«Когда я один, мне достаточно общения».
«Отшельнику открываются бездонные глубины».
«Высшее чувство человека – тоска по сверхчеловеку».
«Мы охотнее хотели бы верить себе, чем другим».
«Человек – это тот, кто умеет оценивать».
«Бог умер: теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек».
«Поистине, человек — это грязный поток. Надо быть морем, чтобы принять его в себя и не стать нечистым. И вот — я учу вас о сверхчеловеке: он это море, где потонет презрение ваше».
«Человек есть мост, а не цель: он радуется своему полдню и вечеру как пути, ведущему к новым утренним зорям».
«Не сила, а продолжительность высших ощущений создает высших людей».
Извилист путь великих
Известный немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше родился 15 октября 1844 года в местечке Реккен у Лютцена.
Предками философа были польские дворяне Ницки. Отец, Карл Людвиг Ницше, был приходским священником, он получил церковный приход от прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Своим именем философ обязан глубокому благоговению отца перед королем.
К сожалению, семья рано потеряла кормильца – он умер в возрасте тридцати шести лет, – когда Фридриху не было и пяти лет. Как и отец, Фридрих был слаб здоровьем, и на всем его физическом состоянии лежал след уходящей жизни. Стремление преодолеть недуг вылилось в духовную активность, в желание жить полнокровной, многогранной жизнью. Он серьезно увлекается музыкой, даже сочиняет ее. Проявляется его поэтическая одаренность. В десять лет он серьезно размышляет о композициях Гайдна, Моцарта, Бетховена, Мендельсона. Музыка осталась с ним на всю жизнь. Музыка озаряла его философские мысли и поэзию.
Позднее, увлекаясь теологией и филологией, Ницше отдает предпочтение филологии, он занимался в Лейпцигском университете в семинарах профессора Ф.В. Ричля.
В двадцать два года Ницше был сотрудником «Центральной литературной газеты».
Позднее он стал профессором классической филологии Базельского университета.
Из-под его пера выходят сочинения, написанные в жанре философско-художественной прозы, стихи.
«Рождение трагедии из духа музыки» – первая опубликованная книга Ницше. Потом будут «Сумерки кумиров», «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Утренняя заря», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали» и другие.
В России познакомились с творчеством Фридриха Ницше, когда уже вышли его основные произведения. Мысли Ницше опережали развитие общества. При жизни он с трудом находил издателей для своих книг. Лишь одинокие голоса поддерживали его. Но время шло, и многие находили духовную близость с ним.
После смерти Ницше в 1900 году были опубликованы его письма, в которых можно прочитать о «русских интересах» философа.
Европейские критики тех лет нередко упоминали о близости творчества Ницше к русской культуре, в частности, к произведениям Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.
Так или иначе, но истинно русской культуре, как и творчеству Ницше, присущи легкая меланхолия, безыскусная тоска, мечтательность. «Философия жизни» пронизывает все творчество этого яркого представителя немецкой культуры.
В этой книге собраны самые ценные зерна мыслей Фридриха Ницше.
Л.М. Мартьянова
Жизнь философа
Интересно что вся жизнь философа сопровождалась ужасными головными болями, которые в конце концов привели его к сумасшествию.
Первоначально Ницше ни коим образом не связывает свой жизненный путь и творчество с философией. Он родился в довольно религиозной семье и получил хорошее воспитание. Его мать, привила ему любовь к музыке и в дальнейшем, он очень неплохо будет владеть музыкальными инструментами.
Интерес к философии у Ницше проявляется в студенческие годы, когда он получает образование будущего филолога. Ницше не был ярым поклонником филологии. Известно, что некоторое время он даже серьезно увлекался естественными науками, а в частности химией. Тем не менее, без докторской, без кандидатской диссертации, уже в 24 года, он становится самым молодым профессором в области филологии.
В 1870 году начинается франко-прусская война и Ницше просится стать добровольцем в качестве солдата или санитара. Правительство дает разрешение ему пойти на фронт в качестве санитара. Став санитаром, он видит всю боль и грязь на поле битвы этой войны. Во время войны ему самому не раз приходилось быть на волоске от смерти.
Вернувшись, домой он снова занимается университетскими делами, но со временем заявляет об уходе из филологии, говоря, что ему душно и он не может заняться своим любимым делом, творчеством, а именно сочинением и написанием книг.В 35 лет Ницше уходит из филологии. Живет на довольно скромную пенсию и очень много пишет. Всего спустя два года Германия заговорит о нем не как, о филологе, а как об очень талантливом философе.
Фридрих Ницше. Гении и злодеи уходящей эпохи.
Цитаты Фридриха Ницше о человеке мужчинах
Моральные люди испытывают самодовольство при угрызениях совести. Цитата Фридриха Ницше
С человеком происходит то же, что и с деревом. Чем больше стремится он вверх, к свету, тем глубже впиваются корни его в землю, вниз, в мрак и глубину, — ко злу.
В каждом поступке высшего человека ваш нравственный закон стократно нарушен.
Кто хочет стать водителем людей, должен в течение доброго промежутка времени слыть среди них их опаснейшим врагом.
Человек «современных идей», эта гордая обезьяна, страшно недоволен собой – это неоспоримо. Он страдает, а его тщеславие хочет, чтобы он только «со-страдал».
Земля, сказал он, имеет оболочку; и эта оболочка поражена болезнями. Одна из этих болезней называется, например: «человек».
Поистине, человек — это грязный поток.
Человек есть нечто, что до́лжно превзойти.
Остерегайтесь морально негодующих людей: им присуще жало трусливой, скрытой даже от них самих злобы.
Настоящий мужчина хочет двух вещей: опасности и игры. По этой причине он хочет женщину, как самую опасную игрушку.
Человек есть нечто, что нужно преодолеть.
Долгие и великие страдания воспитывают в человеке тирана.
Я ненавижу людей, не умеющих прощать.
Есть много жестоких людей, которые лишь чересчур трусливы для жестокости.
Человек забывает свою вину, когда исповедался в ней другому, но этот последний обыкновенно не забывает её.
Иногда люди не хотят слышать правду, потому что они не хотят, чтобы их иллюзии были разрушены.
Человек — это канат, протянутый между животным и Сверхчеловеком, это канат над пропастью.
В добропорядочных людях меня в последнюю очередь отталкивает зло, которое они в себе носят.
Ницше считал, что жизнь несет в себе постоянное противоречие, и истинное счастье можно найти только через саморазвитие и самопознание. Высказывался о величии и свободе личности, отвергая стереотипы и конформизм общества. Его философия «выживания сильнейших» и понятие «переоценка всех ценностей» вызывали споры, но оказали значительное влияние на развитие западной мысли.
Ницше также известен своими работами о взаимосвязи между искусством и жизнью. Он призывал к творчеству, вдохновению и выражению индивидуальности через искусство. Его произведения, такие как «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего», «Антихрист. Проклятие христианству» впечатляют своей мощью и глубиной мысли, а его цитаты до сих пор вдохновляют множество людей по всему миру. Фридрих Вильгельм Ницше оставил неизгладимый след в истории философии и литературы. Его особенный взгляд на мир и вызывающий стиль письма продолжают вдохновлять мысли людей до сегодняшнего дня.
Нигилизм
Ницше противопоставлял инстинктивное и рациональное в форме антиномии жизни и морали: «Поскольку мы верим в мораль, мы осуждаем бытие». Этот конфликт (по существу, между нравственным идеалом и действительностью), вполне возможный в рамках индивидуального сознания, Ницше переносит на всю человеческую культуру.
В чем же решение? Если мы принимаем мораль низших слоев общества, полагал философ, то осуждаем все продуктивные, творческие формы жизни, создающие истинную культуру. Если же эту мораль мы не принимаем, то становимся на позиции нигилизма. Ницше определяет его так: «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос „зачем?“»
Ницше считал, что такая переоценка необходима, потому что современная христианская религия — симптом декаданса, то есть упадка и деградации жизни общества.