Юные годы
Жизнь Джона Локка младшего началась незадолго до начала гражданской войны в Англии, вызванной революцией. Джон Локк старший был сельским адвокатом. Философ-эмпирик родился в пуританской семье 29 августа 1832 года. Представители этой христианской секты в массовом порядке перемещались в заокеанские колонии, надеясь обрести там землю обетованную, но вот грянула революция. Множество пуритан-протестантов записалось в революционную армию Оливера Кромвеля. Некоторые из них сделали неплохую военную карьеру. Таким был и отец Локка, закончивший свой путь воина в чине капитана парламентской кавалерии.
В 1846 году по протекции командира отца Джон поступает в лучшее учебное заведение Англии тех времен – Вестминстерскую школу. Учеба продолжилась в Оксфордском университете, куда лучший ученик школу поступает в 1652 году. Джон Локк становится бакалавром, а затем и магистром этого университета. Лучшие ученики – первые предатели. Пресытившись схоластикой, Локк испытывает разочарование. Не здесь кроются настоящие знания. Он пробует себя в медицине, участвуя в экспериментах физика и богослова Роберта Бойля. Научных открытий Локк не сделал, но этих знаний хватило, чтобы заняться врачеванием.
Важная работа родителей
Вторая фраза Джона Локка, которую мы собрали, адресована родителям, у которых под рукой важная работа. Однако эта фраза является критикой события, которое происходит почти каждый день. Родители, которые жалуются, потому что их дети мятежны, потому что они «извилистые на дороге», потому что они не интегрировали ценности, которые, как они думали, они передали …
В настоящее время, например, многие родители часто жалуются на пристрастие своих детей к мобильному телефону или компьютеру. Тем не менее, эти жалобы означают отсутствие ответственности со стороны всех тех родителей, которые используют видеоигры, планшет или любой другой технологический объект, чтобы дети были спокойны.
Это правда, что время идет очень быстро, но вы должны знать, как расставить приоритеты, что важно. Иногда наши обязанности могут заставить родителей превзойти нас
Однако мы не можем забывать о том, что дети будут расти и взаимодействовать с другими людьми, то есть они будут строить отношения, и ответственность за их хорошее воспитание лежит на родителях..
Если вы получили образование «бери, играй и поэтому развлекайся некоторое время» или «сейчас у меня нет времени», дети могут стать зависимыми от экрана, где это качественное время, которое является всем? Как родители могут служить примером для своих детей, если завтра они станут зависимыми от своих телефонов? Они направили вас в этом процессе. Они отравляют источник.
Бродяга-аристократ
Локк познакомился с Энтони Эшли
в 1666 году, незадолго до того, как тот стал лордом-канцлером. Будущий граф Шефтсбери был приятно удивлён, когда нашел в Локке замечательного и достойного собеседника. Они очень привязались друг к другу, и вскоре Эшли предложил Локку поселиться в его доме, став врачом семьи — мыслитель прекрасно разбирался в медицине — и одновременно педагогом сыновей лорда-канцлера. В подобных странствиях по чужим домам философ провёл всю свою жизнь — собственного дома у него, по сути, никогда и не было.
Локка можно считать уникальным человеком не только благодаря его трудам, но и из-за образа жизни. К 34 годам, когда он встретил Эшли, Локк не сделал солидной карьеры — он к этому попросту не стремился, не заработал славы видного учёного, не приумножил своё состояние. Мыслитель был чужд амбициозности и карьеризму, не пытался «продать» свои идеи подороже, не кричал о них. Всё, что его заботило, — это поиски истины. И поэтому долгое время Локка попросту не замечали на фоне гораздо более крикливых «мудрецов», идеи которых впоследствии канули в лету. Вряд ли бы его заметили и в наше едва ли не ещё более крикливое время. Локк был скромен, не стремился к титулам и должностям, помогал друзьям тогда и в том месте, когда и где его о том просили. В разное, непродолжительное время он был и врачом, и государственным деятелем, и педагогом.
Цитаты Джона Локка о природе человека
Джон Локк разработал философию, подчеркивающую три момента. Согласно Локку, естественное состояние человечества — это «естественное состояние», характеризующееся человеческой свободой и равенством. Вот некоторые цитаты Джона Локка о человеческой природе.
36. «Есть тысяча путей к богатству, но только один путь к небесам».
— Джон Локк.
37. «Добро и зло, награда и наказание — единственные мотивы разумного существа: это шпора и поводья, которыми все человечество приводится в действие и направляется».
— Джон Локк.
38. «Все пробуй, хорошего держись».
— Джон Локк.
39. «Все люди подвержены ошибкам; и большинство людей во многих отношениях поддаются искушению из-за страсти или интереса ».
— Джон Локк.
40. «Нельзя терпеть тех, кто отрицает существование Бога. Обещания, заветы и клятвы, которые являются узами человеческого общества, не могут иметь никакого отношения к атеисту. Удаление Бога, хотя, но даже в мыслях, растворяет все ».
— Джон Локк.
41. «Одно дело показать человеку, что он заблуждается, а другое — дать ему понять истину».
— Джон Локк.
42. «Постарайся сделать свой образ жизни регулярным, чтобы люди знали заранее, чего они могут ожидать».
— Джон Локк.
43. «У естественного состояния есть закон природы, который управляет им, который обязывает каждого; и разум, который является этим законом, учит все человечество, которое будет только консультироваться с ним».
— Джон Локк.
44. «Я делаю вид, что не учу, а спрашиваю».
— Джон Локк.
45. «Подъем на место трудоемок, и от боли люди приходят к еще большим страданиям; а иногда это низко и из-за унижений люди достигают достоинства ».
— Джон Локк.
Основы правового государства
Локк не участвовал в заговоре, но его считают одним из основателей нового политического устройства Британии. Вернувшись на родину, он публикует «Два трактата о государственном правлении», оправдывая правление короля Вильгельма. Его идея об общественном договоре ниспровергала католическую догму о богоизбранности монарха. Любой правитель сидит на троне постольку, поскольку этого хочет народ. С этим народом он заключает договор, обязуясь прислушиваться к его мнению, доносимому членами парламента. Король не может творить, что ему заблагорассудится, ограничен в своих желаниях и действует в согласии с народными представителями. Сегодня нам это кажется банальным и понятным, но в конце XVII века все было совсем по-другому. Петр Первый, посетивший Англию примерно в это время, так ничего и не понял в политическом устройстве этой страны. Его интересовали технические достижения запада, но никак не свобода и веротерпимость.
Люди имеют право на восстание, если король не выполняет условий заключенного с ним договора. «Два трактата», написанные еще в бытность философа в Англии, помогли его соотечественникам справиться с чрезмерным консерватизмом. Свержение Стюартов и воцарение новой династии вполне соответствовало представлению о коронованном слуге народа. Говоря о веротерпимости (tolerantia, как это написано в оригинальном названии), он вовсе не проповедует абсолютную свободу. Католикам и атеистам нет места на английской земле. Первые – предатели априори, поскольку их повелитель сидит в Ватикане, а слову безбожника нельзя верить. Предметом его размышлений были отношения церкви и государства. Поскольку вера – личное дело каждого, никакая религиозная организация не должна претендовать на особую роль в государстве, на заботу о нравственности граждан и участие в образовании. Именно англиканцу Локку принадлежит авторство идеи об отделении церкви от государства.
Методы воспитания джентльмена
Младенец – чистый лист бумаги («tabula rasa», по выражению философа), на которой родители и педагоги пишут его судьбу. Подавляющее число людей стали такими, какими они есть, всецело благодаря воспитанию. Пример и среда, в которой растет дите, являются главным воспитательным средством. Интерес и любознательность детей лежит в основе правильного их развития. Джон Локк формулирует принципы воспитания джентльмена, которые, в общем и целом, лежат в основе современной педагогики. В здоровом теле – здоровый дух, повторяет философ цитату из древних. Закаливание, строгий режим и физические упражнения помогают сформировать характер и полезные привычки. С младых ногтей следует приучать ребенка к умственной деятельности, а религиозное воспитание способствует в нем формированию правильного мировоззрения. Нравственное воспитание приучает к самоограничению и уважению к ближнему своему, особенно, к старшим. Трудовые навыки важны для представителей любого сословия, ведь высший смысл любого человека – приносить пользу обществу, в котором живешь. Освоение ремесел поможет избавиться от праздности, матери всех преступлений.
Локк отдает предпочтение «ненасильственным» методам укоренения знаний в головы юношей, советуя прибегать к розге в самых крайних случаях. Знания должны носить практический и полезный характер. Правописание, чтение, арифметика, география, история, геометрия, бухгалтерия и т.д. Локк настаивал на внедрении в образование танцевальной культуры. Умение держаться в обществе и естественность движений также относится к добродетелям благородного человека, каковым является джентльмен. Локк изрядно критиковал так называемое классическое образование, с его упором на древние языки и латинские изречения. Нация торговцев и завоевателей не сможет удержать подвластный им мир с помощью цитат из Горация и Августина. Искусство фехтования и конной езды представляется философу более важным, чем богословие и музицирование. Джон Локк – истинный сын своей прагматической нации.
Локк Джон биография
. Английский философ. Родился в семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и Оксфордский университет, где позже и преподавал. В 1668 г. избран в Лондонское Королевское общество, а годом раньше стал домашним врачом, а затем и личным секретарем лорда Эшби (графа Шефтсбери), благодаря которому и приобщился к активной политической жизни. Интересы Локка, помимо философии, проявлялись в занятиях медициной, экспериментальной химией и метеорологией. В 1683 г. был вынужден эмигрировать в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после его провозглашения королем Англии в 1689 г. вернулся на родину.
Теория познания занимает у Локка центральное место. Он критикует картезианство и университетскую схоластическую философию. Свои основные взгляды в этой области он представил в произведении «Опыты о человеческом разуме». В нем он отрицает существование «врожденных идей», а источником для всего знания признает исключительно внешний опыт, складывающийся из ощущений, и внутренний, формирующийся благодаря рефлексии.
Это знаменитое учение о «чистой доске», tabulа rаѕа. Фундамент знания составляют простые идеи, возбуждаемые в уме первичными качествами тел (протяженность, плотность, движение) и вторичными (цвет, Звук, запах). Из соединения, сопоставления и абстрагирования простых идей образуются сложные идеи (модусы, субстанции, отношения). Критерием истинности идей признается их ясность и отчетливость. Само познание делится на интуитивное, демонстративное и сенситивное.
Государство Локк рассматривает как результат взаимного соглашения, но выдвигает на первый план не столько правовые, сколько морально-нравственные критерии поведения людей, понимая в качестве главного условия благополучного государства «Власть морали и нравственности». Нормы морали являются тем фундаментом, на котором строятся человеческие взаимоотношения. Этому способствует то, что естественные влечения людей направлены именно в сторону добра.
О веротерпимости
После знакомства с Эшли Локк долгое время жил и путешествовал с графом и его семьёй — то находившийся при дворе, то попадавший в немилость Шефтсбери часто метался между Британией и Голландией. Теми же путями следовал и Локк.
Осев в Амстердаме после смерти своего верного друга — Эшли-Купер умер в 1683 году — философ обращается к теме религии. В «Двух трактатах о правлении» Локк полемизирует с сэром Робертом Филмером
, который в своём труде «Патриархия» утверждал, что всякая власть есть абсолютная монархия, корни которой ведут к Адаму, а любой человек тем самым с рождения несвободен. «Бог повелел, чтобы верховная власть Адама была неограниченной», — был уверен Филмер. Совмещая эти тезисы, он говорил, что любой человек, по сути, с рождения обречён был быть рабом монарха-отца. И властители, таким образом, стояли выше любых законов. Локку же блестящим образом удалось опровергнуть мысли Филмера.
Незадолго до «Двух трактатов» философ опубликовал несколько памфлетов «о веротерпимости», которые бы наверняка неприятно поразили нынешних «православных активистов». Там он настаивал, что церковь должна быть отделена от государства, а каждый человек имеет право на свободу вероисповедания. Церковь, по мнению Локка, должна была привлекать на свою сторону людей благочестием, а никак не насильственными методами.
Идеи Локка по достоинству оценили уже в конце его жизни. Он был в очень хороших отношениях с Вильгельмом Оранским
, взошедшим на британский престол после Славной революции 1688 года. В последние годы Локк издал практически все свои труды, которые так или иначе впоследствии повлияли на Вольтера, Жан-Жака Руссо, Давида Юма
и других умнейших представителей человечества.
Джон Локк, английский философ, просветитель
и государственный деятель – один из
основоположников эмпирико-сенсуалистической
теории познания. Родился в семье
провинциального адвоката. Окончил
Вестминстерскую школу, Оксфордский
университет, где затем более 30 лет в
разные годы он преподавал греческий
язык, риторику, этику. В педагогических
взглядах Дж. Локка нашли отражение
его социально-политические и философские
воззрения, а также немалый педагогический
опыт, накопленный им в качестве
преподавателя и домашнего воспитателя
в семье лидера партии вигов графа
Шефтсбери.
Теоретическое обоснование возникновения
знаний, идей из мира чувств было
представлено им в фундаментальном труде
«Опыт о человеческом разумении» (1690).
Критика Дж. Локком учения о врождённых
идеях и разработанная в связи с этим
концепция опытного происхождения
человеческого знания стали краеугольным
камнем как его теории познания, так и
системы педагогических идей.
Категорический отказ от
традиционной точки зрения на врождённость
человеческих идей и представлений,
защита сенсуалистической теории
познания, большое внимание к эмпирической
психологии позволили Локку разработать
интересную педагогическую концепцию,
которую он изложил в работе «Мысли о
воспитании» (1693). Её сущность –
воспитание нового человека-джентльмена.Характерная особенность
педагогической теории Локка –
утилитаризм; руководящим принципом
воспитания он считал принцип полезности
Скончался в 1704 г. На надгробном
памятнике начертана латинская надпись,
составленная им самим: «Остановись
путник: здесь лежит Иоанн Локк. Если ты
спросишь, что он был за человек, то я
отвечу тебе, что он жил, довольный своею
посредственностью. Просвещённый наукой,
он служил только самой истине. Этому
научись из его писаний, которые вернее
покажут тебе, что от него осталось, чем
сомнительные хвалы эпитафии».
В сухом остатке
Джон Локк был первым современным мыслителем. Взамен заоблачных высей схоластики он поставил утилитарность знаний. Иногда он перегибал палку, отвергая поэзию, музыку и богословие. Впрочем, ни поэзии, ни музыке нельзя научиться в массовой школе. Богословие также является уделом избранных. Задача образования – стать полезным своему обществу на том маленьком отрезке места и пространства, куда человек поставлен Божественного промыслом.
Его идеи растворены в нашем мире. Ценности европейской цивилизации, которые мы с гордостью противопоставляем другим цивилизациям, во многом сформулировал Джон Локк. Он был империалистом и до последнего дня был интеллектуальным лидером вигов. Джон Локк – один из реформаторов денежной системы, которая, в конечном итоге, привела к могуществу доллара, ведь бывшая британская колония восприняла передовой опыт применения бумажных денег. В его эмпирической философии не было места догматике. Этот здоровый прагматизм, иногда переходящий в беспринципность, англо-саксонское сообщество исповедует и по сей день.
Известные цитаты Джона Локка
Самая известная работа Джона Локка — «Эссе о человеческом понимании», которая помогла ему развить теорию идей. Вот некоторые из лучших цитат Джона Локка в области просвещения, а также его лучшие цитаты из предрассудков о жизни и свободе.
1. «Поскольку все равны и независимы, никто не должен причинять вред другой жизни, здоровью, свободе или имуществу».
— Джон Локк.
2. «Чтение снабжает разум только материалами знания; именно мышление делает то, что мы читаем, нашим ».
— Джон Локк.
3. «Новые мнения всегда подозреваются и обычно отвергаются без какой-либо другой причины, но потому, что они не распространены».
— Джон Локк.
4. «Единственная защита от мира — это доскональное его знание».
— Джон Локк, «Некоторые мысли относительно образования».
5. «Мы как хамелеоны, мы черпаем свой оттенок и цвет нашего морального облика у тех, кто нас окружает».
— Джон Локк.
6. «Родители удивляются, почему ручьи горькие, когда сами отравляют фонтан».
— Джон Локк.
7. «Любить истину ради истины — это основная часть человеческого совершенства в этом мире и зародыш всех других добродетелей».
— Джон Локк.
8. «Образование начинается с джентльмена, но чтение, хорошая компания и размышления должны его закончить».
— Джон Локк.
9. «Бунт — это право народа».
— Джон Локк.
10. «Знания человека здесь не могут выходить за рамки его опыта».
— Джон Локк.
11. «Предвзято относиться к представлениям других людей до того, как мы их изучим, — значит не показывать их тьму, а выколоть себе глаза».
— Джон Локк.
12. «Все богатство — продукт труда».
— Джон Локк.
О правлении
Джон Локк. Гравюра. Не позднее 1704 года. Фото: www.globallookpress.com
Занимавший высокий пост Эшли, который проводил много времени в разговорах со своим семейным доктором, вскоре приобщил его к политике, которой Локк никогда особенно не интересовался, и к теологии. В результате Локк постиг их в такой степени, что ушёл в своих познаниях дальше графа. Один из основных трудов Локка в итоге получил название «Два трактата о правлении», где он изложил свою теорию конституционной монархии. Философ говорит о том, что во главе государства должен стоять король, однако его власть ограничивается правительством и конституцией. Либеральные идеи Локка, изложенные там, не теряют своей актуальности и поныне. Он был ярым противником любых форм тирании, где власть пренебрегает правами своих граждан и издаёт законы согласно собственным потребностям, а не интересам народа. Самым важным Локк считал то, что государство должно было происходить из общественного договора и лишь с добровольного согласия людей. Кроме того, целью любого государства становилась забота об общем благе. И законы только тогда признавались им справедливыми, когда были направлены на всё то же общее благо. Самая дикая для наших современников мысль Локка — о суверенности народа, которую он ставил выше суверенности государства. Защита последней может привести к узурпации и уничтожению населения, без которого не будет и никакого государства, говорил британец. Путь борьбы с «зарвавшейся» властью Локк видел в революции.
Цитаты Джона Локка о правительстве
Джон Локк всегда указывал на правительство, поскольку он всегда считал правительство продвигающим добро и защищающим права и интересы людей. Согласно Локку, правительства не существуют, пока их не создадут люди. Вот некоторые из самых известных цитат из общественного договора Джона Локка и другие потерянные цитаты Джона Локка.
26. «У правительства нет другой цели, кроме сохранения собственности». Тирания — это проявление силы, превышающей право ».
— Джон Локк.
27. «Но есть только одна вещь, которая собирает людей в крамольную суматоху, — это притеснение».
— Джон Локк.
28. «… Никто не может быть исключен из этого сословия и подчиняться политической власти другого без его согласия».
— Джон Локк.
29. «Нарушая закон природы, преступник заявляет, что живет по иным правилам, чем правила разума и общей справедливости».
— Джон Локк.
30. «Законодательство не может передать право принятия законов в другие руки: поскольку это всего лишь делегированная власть от народа, те, у кого она есть, не могут передать ее другим».
— Джон Локк, «Второй трактат о правительстве».
31. «Свобода следовать своей воле во всем, что не предписывает это правило, не подчиняться непостоянству, неопределенная, неизвестная, произвольная воля другого человека, поскольку свобода природы не подлежит никакому другому ограничению, кроме закона Природа.»
— Джон Локк, «Второй трактат о правительстве».
32. «Бог вложил в принципы человеческой натуры такую нежность к их потомкам, что мало опасений, что родители будут использовать свою власть слишком строго»;
— Джон Локк, «Второй трактат о правительстве».
33. «Ибо хотя закон природы ясен и понятен всем разумным созданиям; тем не менее, люди, будучи предвзятыми своими интересами, а также невежественными из-за отсутствия его изучения, не склонны допускать его как закон, обязательный для них в применении его к их конкретным случаям ».
— Джон Локк, «Второй трактат о правительстве».
34. «Как если бы люди, выйдя из естественного состояния, вступили в общество, они согласились, что все они, кроме одного, должны находиться под ограничением закона; но что он по-прежнему должен сохранять всю свободу естественного состояния, увеличенную с силой ».
— Джон Локк.
35. «Целью закона является не отмена или ограничение свободы, а сохранение и расширение свободы. Ибо во всех состояниях созданных существ, способных к законам, там, где нет закона, нет свободы ».
— Джон Локк.