Slovonevorobei.ru

Почитая и приумножая традиции традиции мордовского народа многогранны и неугасаемы. они соединили в себе языческие и христианские миры, сформировали самобытный. - презентация

Название и характер народа

Есть предположение, что происхождение слова “мордва” восходит к древнеиранскому наречию, означает “человек, мужчина”. Мне не раз приходилось встречать народы, значение названий было бы подобным, а потому и эту версию можно считать вполне обоснованной.

О предках современных представителей мордовского народа, писали самые разные путешественники и исследователи. Многие отмечали мордву как два племени, что логично, учитывая особенности этого народа.

В книге Гийома де Рубрика “Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрика”, вышедшей в середине XIII века, рассказывается следующее:

Мордовский народ оставил яркий отпечаток в истории, причём не столько великими свершениями, сколько своим нравом и выдающимися личностями, являвшимися представителями этого этноса. До сих пор существуют поговорки “упрямый как мордвин”, “мордовский гвоздь — сучок” и т.п.

Классики русской литературы, в частности, Максим Горький, нередко упоминали о мордве, отмечая добродушие, мудрость и особенный подход к делам у этого народа. Сегодня изучением мокшан и эрзян занимаются этнопсихологи, а один из них, В.Г.Крысько, отмечает следующее:

Пословицы и поговорки о речи

Пословицы и поговорки о речи могут говорить как о ценности сказанного, так и о том, что много болтать вредно. Здесь вы встретите такие выражения, как «Беседа дорогу коротает» или «Брюзжит — что худая муха в осень». Это делает раздел с поговорками и пословицами о прекрасной русской речи многогранным и особенно интересным, пусть малыш научиться тому, что слово – ценно, но злоупотреблять им не стоит.

  • Немного слов, да много дела.
  • Всякая сорока от своего языка погибает.
  • Доброе слово лучше мягкого пирога.
  • Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
  • С тобой говорить — решетом воду носить.
  • Лишнее слово в досаду вводит.
  • Пустая мельница и без ветру мелет.
  • Мелет день до вечера, а послушать нечего.
  • Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
  • Если сидишь на печи, так побольше молчи. речь
  • Как сказано, так и сделано.
  • Доброе слово сказать — посошок в руки дать.
  • По речи узнают человека.
  • Красно поле пшеном, а беседа умом.
  • По чужим словам как по лестнице идет.
  • Затоковал что глухарь.
  • Слово крепче печати.
  • Мало говори, больше услышишь.
  • Это камень в наш огород.
  • Говорит по секрету, а выйдет по всему свету.
  • Доброе молчанье лучше пустого бормотанья.
  • Звону много, да толку мало.
  • С тобой разговориться, что меду напиться.
  • Не ножа бойся — языка!
  • Хорошую речь хорошо и слушать.
  • Короткие речи — и слушать неча.
  • Умные речи и в потемках слышно.
  • Живое слово дороже мертвой буквы.
  • Из пустого в порожнее переливает.
  • Говорит, как по писаному.
  • Слово к делу не пришьёшь.
  • От одного слова — да на век ссора.
  • Всех речей не переслушаешь.
  • Складно бает, да дела не знает.
  • Язык разум открывает.
  • Мал язык, да всем телом владеет.
  • Кто мало говорит, тот больше делает.
  • Немного говорит, да много смыслит.
  • Малое слово большую обиду творит.
  • Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
  • Нем как рыба.
  • Языком гладок, а душою гадок.
  • Речами тих, да сердцем лих.
  • Красное словцо не ложь.
  • Язык голову кормит.
  • Где много слов, там мало правды.
  • Слово сказал, так на нем хоть терем клади.
  • Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
  • В добрый час молвить, в худой промолчать!
  • Речи не речки — не текут.
  • Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами)
  • Молча отмолчишься, как в саду отсидишься.
  • Не всякое слово в строку.
  • Велик звон, да не красен.
  • Без языка и колокол нем.
  • Язык до Киева доведёт.
  • За твоим языком не поспеешь босиком.
  • Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
  • Лучше оступиться, чем оговориться.
  • На великое дело — великое слово.
  • У него язык как бритва.
  • Никто за язык не тянет.
  • Шила, мыла, гладила, катала — и все языком.
  • Никто бы про тебя не знал, когда бы сам не сболтал.
  • Молчит, как воды в рот набрал.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Молчание — золотое словечко.
  • Не пройми копьем, пройми языком!
  • В зубах не удержал, а в губах не удержишь.
  • Ни ткаха, ни пряха, а язык как плаха.
  • Слово — не стрела, а пуще стрелы разит.
  • Сам поет соловьем, не зная о чем.
  • Жало остро, а язык острей того.
  • О волке помолвка, а волк и тут.
  • В закрытый рот и муха не залетит.
  • Каков разум, таковы и речи.

Речь является универсальным инструментом, который используется повсеместно для общения, выражения своих мыслей и просто передачи речевых данных. Именно по этой причине так важны пословицы и различные поговорки про речь. Они учат нас и мотивируют быть общительным, развивают навыки делового разговора и просто общения между близкими. Пословицы и поговорки, характеризующие речь, это эффективное средство, с помощью которого можно выражать свои мысли правильно и с загадкой.

Пословицы и интересные поговорки на тему речь учат нас быть пунктуальными во всех ситуациях. Если вы не сможете грамотно составить предложение, то можно применить парочку из представленного списка, чтобы не показаться необразованным. Пословицы и поговорки со словом речь обладают многочисленными смыслами. Под ними можно подразумевать чувства к другим людям, которые скрыты красивыми словами. Многие пословицы и различные поговорки к слову речь скрывают в себе обширный смысл. В одних подразумевается вранье и скрытость, в других говорится о том, насколько речь великолепна и с ее помощью можно выражать самые искрение мысли. На этой странице вы сможете найти любую пословицу или поговорку о речи для детей и взрослых, потому что они полезны для всех возрастов.

Как выбирать спелый плод

Обычно фрукт «сердце дракона» имеет гладкую кожицу красного цвета, усеянную листовидными наростами. Как понять, что таится внутри? Спелый ли плод? Это легко определить, надавив на него пальцем. Если плод мягкий, приятно пружинит, значит, спелый. Вкус фрукта поначалу многих разочаровывает. Он немного водянистый, невыразительный, чуть сладковатый. Те, кто привык к насыщенному вкусу манго, не оценят его. Но питтахайю следует «раскушать»: за первым впечатлением, что это — «сладковатый киви с семечками», приходит ощущение нежной кремовой освежающей мякоти. Аромат у питтахайи непередаваемый. Но он улетучивается, стоит плоду нагреться. Это все касается только спелой питайи. Если фрукт сорван рано, он будет совсем безвкусным. А вот спелые плоды чистятся руками легко — как будто раскрываются лепестки пиона.

Обычно фрукт сервируют так. Разрезают его на половинки и подают на тарелочке вместе с десертной ложкой. Выедают мякоть с косточками, а колючую кожуру выбрасывают. Есть и другой способ сервировки. Также плод разрезается пополам вертикально, но подают с ним фруктовый нож, а не ложку. В таком случае питтахайю нарезают, как маленькую дыню или арбуз — дольками. Чтобы не улетучился замечательный аромат «драконьего сердца», плод подают охлажденным. Однако не следует переусердствовать и замораживать питайю. Ее вкус и так не очень выразителен. Он может потеряться в результате переохлаждения. Поэтому не стоит сочетать ее с другими фруктами или блюдами, имеющими яркий, насыщенный вкус. Среди них питтахайя «потеряется», и вы незаслуженно ее не оцените. Плоды с красной мякотью имеют более выраженный вкус, но с белой — более изысканный. Кроме того, на родине питайи из нее делают домашнее вино, варенья, джемы. Попробуйте украсить пюре из драконового фрукта с лаймом мороженое.

Жанры обрядовой поэзии

Исторические последствия прошлого и неизбежные изменения современного мира несут как позитивные, так и негативные тенденции разрушающие этнокультурную среду и сложившиеся традиции. Это ведет к усиливающимся процессам потери этнообразующих элементов культуры.

Позитивные тенденции базируются на поиске оптимальных форм межэтнического сосуществования в многонациональной России в целом и в полиэтническом культурном пространстве мордовского края, в частности. Сложные социально-экономические и духовно-нравственные проблемы современного общества диктуют настоятельную необходимость тщательного внимания к историческому опыту народа, изучению процессов формирования, развития и современного состояния культурной традиции, ориентирующейся на уникальность, неповторимость, самобытность этносов и поддержание благоприятного климата межэтнических отношений.

Поэтому, на наш взгляд, вполне объясним большой научный и практический интерес к процессу социокультурной адаптации главных классификационных групп фольклора, какими признаются в современной науке обрядовая и необрядовая поэзия.

Обрядовая поэзия сохраняется в тех районах Мордовии, где в отдельных селениях его носителями являются народные самородки — талантливые сказители, певуньи и плясуньи, знатоки вековых традиций. До наших дней через их творчество доходят многообразные проявления жанрового состава и красоты национальной культуры, практическое воплощение обычаев и обрядов. Жизнь в народных традициях — это повторение в концентрированном выражении векового коллективного опыта, многократное воспроизведение прошлого в его проекции на современность; это жизнь в формах, положительный и разумный смысл которых подтвержден бесконечное количество раз предшественниками.

Этнографы называют обрядом «всякий установленный, традиционный и более или менее общепринятый порядок совершения каких-либо общественных действий». Уточняя определение, утверждают, что обряд (или «ритуал») во многих случаях близок к понятию «обьщай», но понятие «обряд» уже, чем понятие «обычай». Всякий обряд есть обычай, но не всякий обычай есть обряд. Есть много обычаев, в которых нет ничего обрядового. Соответственно этнографы предпочитают говорить об «обрядах-обычаях» или «обычаях обрядового типа». Они выражаются в традиционных совершаемых в установленном порядке и в определенной форме действиях. Ограничив объем понятий, этнографы усматривают сущность обрядов в том, что они «имеют определенное символическое значение, служат «знаком» какого-то представления, какого-то общественного отношения».1

Обряд — это строго определенные обычаями те или иные действа (печение весной из теста жаворонков, завивание летом венков из веток березы, разжигание зимой костров и прыгание через них и т.д.). Назначение обрядовых действ — способствовать достижению какой-либо цели. В основе обрядов — реальные заботы о большей продуктивности труда, хорошем урожае, благополучии. Поскольку обряды и сопровождающие их фольклорные произведения выполняли жизненно важные функции, то каждый раз в момент их исполнения они осознавались как нужные, необходимые и по-своему актуальные. В них в той или иной мере отражались реальная бытовая жизнь народа, его мировоззрение. В этом смысле обряды и сопровождающая их народная поэзия были всегда современны.»

Если свести все эти суждения к краткому определению, то можно сказать, что обряд — это традиционная, передающаяся от поколения к поколению, узаконенная обычаем совокупность условных, нередко символических действий. В обрядах выражаются религиозные и не религиозные, общественно-бытовые представления и понятия.3

Большое место в обрядовой поэзии занимает календарный фольклор, который является частью праздничных действ и исполняется в определенное время года. Обряды и обрядовое пение призваны оказать положительное влияние на плодородие земли, ход хозяйственных работ, разведение скота, общее житейское благополучие.

Слайд 45″Беление холстов», 1967 г. Сотканный холст сначала мягчили в ступах— «шувар»,

которые выдалбливались в широких колодах. Толкли холст сразу несколькими пестами. Лучшим отбеливателем была в то время свежая навозная коровья жижа, которую готовили в специальных емкостях, а затем замачивали в ней холсты. После отбеливания холст свёртывали, скатывали особым образом и на специальных шестах несли к реке. С мостиков полотнища пускали по воде, потом их полоскали и отбивали вальками. Эти операции повторялись несколько раз. Вымытый, отбитый вальками холст расстилался по траве на берегу. Хозяйки внимательно просматривали луговину — нет ли на ней красящих растений, нечистот, мусора и все лишнее сразу же удаляли. Мастерицы не теряли вре-мя даром. Когда холстины сушились на берегу, их сразу же вышивали по концам. Такие вышивки считались бо-лее стойкими, как бы «вечными» (

Жанры необрядовой поэзии

Необрядовая поэзия, также проявила высокую адаптивную способность в условиях современного этнокультурного пространства Мордовии. Согласно классификации, предложенной Н. И. Кравцовым и С. Г. Лазутиным, необрядовая поэзия представлена в настоящее время бытованием следующих жанров: эпические прозаические жанры (сказки, легенды); эпические стихотворные жанры (исторические песни); лирические стихотворные жанры (любовные, семейные песни, частушки); малые нелирические жанры (пословицы, поговорки, загадки). В целом эти жанры сохраняют свою традиционность, но при этом могут иметь дополнительные варианты, обнаруживающие близость к подобным жанрам мордовского фольклора.

Жанр загадки в республике активно живет в детской среде. Если несколько десятилетий назад загадка нередко использовалась среди взрослых, то в настоящее время это уже почти не наблюдается. Взрослые все реже и реже загадывают загадки в своем кругу. Она способствует развитию сообразительности ребенка, вырабатывает у него поэтическое восприятие окружающей действительности. Дети устраивают своеобразные соревнования, кто быстрее, кто больше отгадает загадок. Они «заражаются» игрой в загадки и не замечают, что она переходит у них в настоящее состязание в сообразительности и внимательности. Отметим, что русская загадка бытует не только среди русского населения. Очень высока степень ее бытования в мордовских селах.

Загадки — яркий образец фольклора с игровыми, художественными функциями. Мнение, что загадки, взятые в совокупности, составляют своеобразный курс народного «мироведения»,13 необходимо признать излишне широким, хотя в загадках действительно отражены представления и понятия о том, что окружает человека в быту.

Предмет, который загадан в загадке, скрывается под иносказательным намеком. Загаданные предметы изображены посредством других, имеющих определенное сходство с теми, о которых умалчивается. Загадки обрели художественную и развлекательную функцию через преобразования изначального смысла. Многие образы в загадках по традиции идут от слов-обозначений, принятых в условной тайной речи, когда, по существовавшим понятиям и представлениям, человек не мог прямо называть вещи и явления.15

В мордовских селах бытуют загадки, в которых нет никаких метафор, но они строятся так, что их очень трудно разгадать, и в них размышления отгадчика направляются по ложному пути. Например: «Шли гурьбой: теща с зятем, да муж с женой, мать с дочерью, да бабушка с внучкой, да дочь с отцом. Много ли всех?» Мы считаем пары и думаем, что шло восемь человек. А загадка дает иной ответ — четверо.

Как правило, отгадать загадку бывает довольно трудно. Для этого нужно обладать достаточно развитым образно-ассоциативным поэтическим мышлением, быть очень сообразительным. На протяжении многих лет социальная роль и художественная форма загадок изменялась.

Праздники мордвы

В мордовском календаре много самых разных праздников, но большинство из них связаны с сезонами и почитанием природы. В зимнюю пору начинали готовиться к празднику “роштовань кудо”. У него нет аналогов в наше время, однако у молодёжи мордвы этот праздник пользовался большой популярностью. Он сопровождался песнями, танцами, играми, а также проведением “магических” ритуалов, некоторые из которых носили весьма фривольный характер.

Также в традиции мордовских эрзя почитаем праздник Раськень Озкс, во времена крестьянской экспансии почти преданный забвению, а сегодня превратившийся в этнический фестиваль. Приход христианства принёс целомудренные обычаи, но от этого веселья меньше не стало. Одним из самых любимых праздников был “калядань-чи”, что проводился в рождественский Сочельник и был аналогом русского Дня Коляды.

Мордовский народ верил, что в этот день происходит рождение нового солнца, что постепенно набирает силу и появляется на небосводе. Вечером накануне праздника дети собирались в группы и отправлялись по дворам. Они исполняли соседям торжественные песни, а те угощали исполнителей конфетами и другими сладостями.

Праздники у мордвы веселые и массовые. На фото представлен праздник Раськень Озкс / mordovochka.blogspot.com

Языческие корни культуры мордвы

Несмотря на то, что большинство представителей мордвы сегодня являются христианами, в их обычаях ярко выражены и языческие отголоски верований далёких предков. Например, весной на праздник Пасхи мокша и эрзяне приносят дары умершим, а также просят у духов представителей своего рода послать хороший урожай и благополучие семьям.

По осени на полях Мордовии можно увидеть несколько несжатых полос ржи. Это также связано с языческими культами. В старину мордовский народ поклонялся богу плодородия Нороваве. Ему приносили хлеб и соль, что раскладывали в меже на поле, а также оставляли несколько полос пшеницы или ржи, что считалось даром божеству.

Традиции и обряды у мордвы разнообразны / portal.do.mrsu.ru

Мордва – яркий и самобытный народ, что гордится своими богатыми культурой и историей. Традиции мордвы отражают влияние русского и других соседних народов, причём некоторые эрзянские и мокшанские культурные особенности значительно отличаются.

Народы Мордовии – это люди, что с давних времён уважительно относятся к родному краю, природе, старинным обрядам и традициям. Несмотря на это, мы очень мало знаем о культуре мордвы, а потому стоит продолжать её изучение, ведь каждый раз происходит новое открытие.

Что употребляется в пищу

Лианоподобный кактус питайя, фото которого вы видите, очень красиво цветет. Большие белые бутоны раскрываются только по ночам и источают сильный, приятный аромат. В связи с этим цветы употребляют как ароматизатор чая (как и жасмин). Завязь появляется через сорок дней. Почки кактуса едят как свежие овощи. После двух месяцев с поры цветения можно собирать урожай фруктов. Конечно, плод употребляется только в сыром виде. Питтахайю можно подать как самостоятельное блюдо на десерт, но можно также включить ее в состав фруктовых салатов. Мякоть, растертая в пюре, очень вкусна в паре с лаймом. Семечки очень полезны, но для того, чтобы они усвоились организмом, их нужно пережевывать. Еще Сьес де Леон, первый европеец, описавший питтахайю в своем труде «Хроника Перу» (шестнадцатый век), упоминает одно интересное свойство этого фрукта. У человека, съевшего хоть один небольшой плод питайи, моча и фекалии на непродолжительное время окрашиваются в кровавый цвет. Это явление называется псевдогематурией, и никакого вреда для организма оно не несет, так что волноваться не стоит.

Слайд 17Свадебные обрядыНа второй день свадьбы совершали ряд обрядов, связанных с проверкой

хозяйственных способностей молодой женщины, наречение её невесткой. Интересный обряд наречения невестки. Обряд этот заключается в том, что невестке в доме мужа давали новое имя, которое она носила до самой смерти В этот же день молодую представляли умершим предкам мужа. Для их «угощения» брали блины, яичницу, мясо, пиво. В «дар» им невеста специально готовила одежду : рубашки, кокошники, портянки и пр. Потом их отдавали нищим. Умерших просили полюбить нового члена семьи, помогать ей в делах. О том же самом молили и покровителя двора, в дар ему молодушка на «чистом месте» оставляла кольцо

Традиции в одежде

Различают их и по традиционным костюмам. Для мокшанок характерно ношение широких, мешковатых брюк, сверху которых надевается ковбойка с кушаком. А вот эрзянки, наоборот, кутаются с головой до пят в рубаху, а сверху еще и накидывают на себя так называемый кафтан – «шушпан». На голову они надевают круглый кокошник.

Мокшанки тоже часто предпочитают необычные платки и шали, они накручивают их к голове, наподобие черемисской чалмы. В последнее время народные мотивы в современной одежде мордовок стали входить в моду. Достаточно часто на торжества и праздники женщины обряжаются в яркие народные костюмы.

Пословицы и поговорки: Мордовские

Беда одна не ходит (эрзя)
Без братьев можно жить, а без соседа — никогда (мокша)
Без времени снятое яблоко — кислое (мокша)
Без женщины-хозяйки дом пустой
Без знания и лапоть не сплетешь
Без кривых деревьев леса не бывает
Без плохого нет хорошего, без хорошего нет плохого
Без пословицы не проживешь, от неё никуда не уйдешь
Бог тогда поможет, когда на руках мозоли появятся
Большой на маленького сверху смотрит
В гостях хорошо, а дома лучше (эрзя)
В начале смеешься — в конце плачешь
В собачью пасть пальцы не суй
В тюрьму путей много, а оттуда только один (мокша)
В чужом доме хлеб слаще (мокша)
Велик коровий язык, да только облизывать годный (мокша)
Весной волк шерсть меняет, а повадки — никогда (мокша)
Ветер не подует — лес не зашумит
Вечер покажет, каков был день (эрзя)
Вовремя сказанное слово дороже золота
Выше живота не прыгнешь
Где много нянек, там дети больше болеют (мокша)
Где молния, там и гром
Где нянек много, там дитя безного
Где огонь, там и дым
Горячо начал — холодно кончил (мокша)
Два века не проживешь
Девушка растет для чужого, парень — для хозяйки
Дерево гнётся, пока оно молодо (мокша)
Дети без падения не растут
Длинным языком хорошо только облизывать (мокша)
Добрая молва лежит, а плохая бежит
Дурная слава стоит, а худая бежит
Его язык острый, как иголкой колет
Ешь-пей в меру — не будет болеть живот
Живут, как собака с кошкой
Жизнь прожить — не плетень плести
Жизнь прожить — не поле перейти
Жнущий серп всегда блестит (мокша)
Здоровье — богатство
Зимой за малиной не ходят
Злой человек везде зло творит
Знания дороже денег
И в пшенице сор бывает
И колесо вокруг своей оси вертится (мокша)
И на хорошем дереве бывают сухие сучья
И скворец иногда по-соловьиному засвищет (мокша)
И филин своих птенцов хвалит
И хорошее и плохое не забывается (мокша)
Из малого выходит большое
Из песни слова не выкинешь
Избалованный ребёнок — не кормилец
Иногда и безумный скажет умное слово
Каждое начало имеет свой конец (мокша)
Как в лесу деревья не одинаковы, так и люди
Как не всё видишь, так не всё и слышишь (эрзя)
Как ни мни лыко, ремнем не станет (мокша)
Какая мать, такая и дочь
Какая у него натура, такая и шкура (эрзя)
Каков вопрос, таков и ответ
Каков корень, таковы и ветки
Каков отец, таков и сын
Каков посев, таковы и всходы (эрзя)
Какова мысль, такова и речь (мокша)
Какова яблоня, таковы и яблоки
Каковы твои друзья, таков и ты; каков ты сам, таковы и твои друзья (эрзя)
Какое начало, такой и конец
Какой муж, такая и жена
Какой поп, такой и приход
Какой учитель, такие и ученики
Клоп маленький, да спать не даёт
Кого любишь, с тем на край света пойдешь
Конец покажет, какое было начало (мокша)
Красота не в глазах, а в благородном сердце
Кривое коромысло не выпрямишь
Кто волком родился, тот волком и умрет (мокша)
Кто молчит, тот больше слышит
Кто не родится, тот не умирает
Куда зайдешь — подумай, как выйти обратно
Куда иголка, туда и нитка
Куда лапоть, туда и обора (эрзя)
Ласковый теленок двух коров сосет
Лишняя соль портит пищу, лишнее слово — речь (мокша)
Лошадь есть — хомута нет, хомут купил — лошадь пропала (мокша)
Маленькая лошадь до смерти жеребёнок
Маленький горшок скорее сварится (мокша)
Маленький топор рубит большое дерево
Мать сказала — Бог сказал
Молва летит, как пуля
Молодой слабее умом, старый — здоровьем
Молодость дважды не приходит (эрзя)
Молодость не возвратишь, а старость всегда придёт
Моток начнешь разматывать — конец найдешь (мокша)
Муж и жена — искры одного кремня
Муж с женой ругаются — друг друга учат
Мысль есть, а выразить не может
На Бога надейся, а сам не плошай
На дубе липовая ветка не вырастет
На один гвоздь всё не повесишь
На одной ноге далеко не уйдешь (мокша)


1

Противопоказания питахайи

К употреблению экзотических фруктов нужно относиться с осторожностью. Например, большое количество питахайи может вызывать метеоризм или изжогу, некоторым мякоть вообще противопоказана и может вызвать аллергическую реакцию

Поэтому, если вы кушаете драконовый фрукт впервые, то начинать его пробовать нужно с небольших порций. Малышам лучше вообще не давать необычную для них пищу, велика вероятность возникновения диатеза.

Не нужно пугаться, если после большого количества съеденного драконового фрукта моча окрасится в красноватый цвет (если кушать плоды красного цвета). Также возможна диарея.

Белые цветы лианы-кактуса питахайи заваривают в напитки, в чай.

Есть мякоть драконьего фрукта лучше охлажденной, вкус ее становиться ярче.

Язык

Мордва состоит из двух основных групп: эрзя и мокшане. У каждой из них есть уникальные языковые черты, но всё же их объединяют в общий мордовский язык. У них есть несколько интересных для русского человека особенностей. Например, полностью отсутствуют префиксы, слова не изменяются по родам, а склонения всего два. В большинстве слов ударение падает на первый слог, что придаёт говору особую ритмику.

Но по слуху заметно, что этот язык не очень далёк от русского, ведь в нём много заимствований из русской речи, а также из иранского и балтийского. Несмотря на то, что мордва бережёт свою языковую среду, здесь все отлично разговаривают на русском, даже официальная документация дублируется на двух языках. Поэтому туристы всегда чувствуют себя комфортно в такой двуязычной среде.

Валяние

Мордовский край известен валенками из шерсти овец. Испокон веков такое мастерство передавалось по мужской линии, так как процесс был очень трудоёмким. В прежние века этим промыслом занимались сезонно — осенью и зимой, когда сельскохозяйственные работы были на паузе. Но потом все инструменты изменились, и валяние уже не привязано в определённому сезону.

Теперь в Мордовии есть три центра валяния: село Жабино, Старое Ардатово и Урусово. Все эти сёла соседствуют между собой, и в них работают потомственные валяльщики. В Урусово функционирует музей валенок Мордовии. Они считаются одним из национальных брендов республики, так как до сих пор изготавливаются по традиционным технологиям.

Праздники Мордовского народа

Обычно все торжества у мордовского народа начинаются зимой.

Роштовань кудо

По мнению старожилов, ещё задолго до праздника Крещения у мордовцев появился «роштовань кудо» – зимний обрядовый праздник. Как же отмечает его веселый мордовский народ? Молодёжь снимает отдельный дом, в котором организуются забавные игры, любовные пляски, гадания и магические обряды.

Новый год

Также необычно празднуется и наступление Нового года. Когда-то давно предки современного народа мордвы приносили жертвы языческим богам, выкладывая перед ними в новогоднюю ночь ритуальные продукты. Они просили милости, изобилия, хороших урожаев и здоровья в наступающем году.

Калядань-чи

С той поры, как начало зарождаться христианство, обряды сильно поменялись. Но веселье, характерное для народа мордвы, в обрядах осталось. «Калядань-чи» – это рождественский сочельник, который популярен и до сих пор. Для мокши и эрзя этот день традиционно был связан с солнечным восходом и нес с собой надежду на тепло и богатый урожай. Празднуя «калядань-чи», ребятишки с задорным пением заходили в каждый двор, где их баловали вкусными пирогами.

Масленица

Интересна в Мордовии масленица. Юноши выбирали себе красивых девиц и катали их на санках. Все это было весело и забавно, молодежь смеялась, бросалась снежками. А потом они угощали друг друга горячими блинами из пшеничной, пшенной или ячменной муки.

Пасха

В весенних праздниках мордовского народа присутствуют как языческие, так и христианские мотивы. Народ мордвы празднует Великую Пасху, поминает своих усопших родственников, обращается к ним за помощью.

Праздник в честь урожая

Осень в Мордовии всегда была отличным поводом для праздника в честь завершения всех работ в поле, сбора урожая зерна. С древних времен в пору сбора урожая мордовский народ много молился, обращаясь к ангелам и богам плодородия. Особые молитвы в это время отводятся Нороваве. Ее любимое место располагается на меже. Поэтому считалось, что межу на поле нужно оставить несжатой. Сюда люди до сих пор приносят свои хлеб и соль для Норовавы.

Покров

Немного позднее, с наступлением октября, празднуется Покров. День, который в Мордовии считается праздником для девушек. В этот день совершается красивый женский обряд, который называется «Покров баба».

Незамужние мордовки, обряженные в огромные балахоны, ходят по дворам, поют запевки, танцуют с метлами, прогоняя из домов злых духов. За это в знак благодарности они получают от хозяев пирожки и сладости.

Как едят питахайю

Благодаря своему экзотическому виду питахайю можно использовать как украшение стола
, немало удивив гостей. Для этого нужно разрезать фрукт вдоль на две части, а затем ещё и на дольки, подобно дыне или арбузу. А если драконий глаз подаётся в виде десерта, можно просто разрезать его надвое и предложить гостям есть мякоть с помощью маленьких ложечек. Кожура питахайи несъедобна, да и мякотью злоупотреблять не стоит. Как и любой экзотический фрукт, питахайя может вызвать аллергическую реакцию, если есть её в больших количествах. Подаётся драконий фрукт охлаждённым, не рекомендуется его есть в сочетании с блюдами с резким вкусом. Его семена рекомендуют тщательно разжёвывать, ведь они достаточно трудно перевариваются.

Конечно, можно поэкспериментировать с этим фруктом и сделать экзотический десерт – щербет, желе, мороженое или йогурт. А вот в Центральной Америке традиционно готовят питахайю с миндалём. Для этого берут 2 плода драконьего фрукта, разрезают их и аккуратно вынимают мякоть. Затем её нарезают кубиками, а половинки кожуры пока откладывают в сторону. Затем берут 100 г размягчённого сливочного сыра и взбивают его венчиком, постепенно добавляя к нему 2 столовые ложки сгущенного молока, 50 г измельчённого миндаля и кубики фрукта. Всю эту массу делят на части и заполняют ей отложенные половинки кожуры питахайи. Сверху можно украсить десерт цукатами. Если приготовить такое блюдо, гости будут просто в восторге.

Часто плоды питахайи используют для приготовления алкогольных напитков
. Также из неё получаются очень вкусные соки. Например, в Испании сок из этого фрукта смешивают с соком лимона или лайма. Получаются очень вкусные освежающие напитки. Также из питахайи варят джем, готовят соусы, добавляют в различные кондитерские изделия, молочные продукты и т.д. Съедобны не только плоды, но и цветы этого растения. Их чаще всего добавляют в чаи для придания нежного аромата.

Когда за окном слякотная осень или снежная зима, что может быть лучше, чем окунуться в атмосферу жарких стран? Питахайя принесёт не только наслаждение вкусом, но и разнообразие в жизни.

Обзор экзотического фрукта — питахайя: как выглядит, где растет, в чем его полезность, химический состав и вкус, калорийность драгонфрут и интересные факты.

Драконовый фрукт или питахайя — плод растения из семейства кактусовых, родственник сладкой питайи. Само растение не похоже на обычное дерево или пальму, это эпифитный лианообразный вьющийся кактус. Родиной такого причудливого кактуса является Мексика, Америка (Центр и Юг). Сейчас растение культивируется в Таиланде, Вьетнаме, Индонезии, на Филиппинах и других странах Юго-Восточной Азии и Австралии. Есть еще некоторые названия фрукта, которыми его называют в Азии — питайя, драгонфрут и питахайя.

На фотографии дерево питахайи с плодами

Слайд 6Хозяйство Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие, основными

полевыми культурами были ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен, выращивались также огородные культуры. Со 2-й половины 19 в. стал распространяться картофель. На втором месте по значимости находилось животноводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов – охота, рыболовство, бортничество. Из ремесел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение, смолокурение и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный холл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: