Религия
В древности основной религией местного населения было тенгрианство. Согласно ему, все якуты — дети бога Танара, окруженные верхним миром, где живут ангелы (айыы), и нижним, который населяют демоны (абасы).
Позднее тенгрианство переродилось в религию Айыы, которая включила в себя большинство старых обычаев и традиций.
Однако массовое принятие христианства было в большой степени формальным, и даже те, кто принял православие, долго сохраняли верность древним обычаям.
Сегодня основной религией республики является православие, но встречаются и приверженцы традиционной веры. Большим уважением и сейчас пользуются шаманы.
Быт
Были известнылыжи, подбитые конским камусом, сани (силис сыарга) с полозьями из дерева с корневищем, имевшими естественную кривизну; позднее – сани типа руссих дровен, в которые обычно запрягали быков, у северных якутов – оленьи прямокопыльные нарты. Водный транспорт: плот (аал), лодки – долбленка (оночо), челнок (тыы), берестяная лодка (туос тыы), другие. Якуты счисляли время по лунно-солнечному календарю. Год (сыл) делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом: январь – тохсунньу (девятый), февраль – олунньу (десятый), март – кулун тутар (месяц подкармливания жеребят), апрель – муус устар (месяц ледохода), май – ыам ыйа (месяц удоя коров), июнь – бэс ыйа (месяц заготовки сосновой заболони), июль – от ыйа (месяц сенокоса), август – атырдьах ыйа (месяц стогования сена), сентябрь – балаган ыйа (месяц перекочевки с летников в зимники), октябрь – алтынньи (шестой), ноябрь – сэтинньи (седьмой), декабрь – ахсынньы (восьмой). Новый год наступал в мае. Ведали народным календарем предсказатели погоды (дьыллыты).
Похожие вопросы
Другие предметы 28.01.2019 21:33 13 Bolatbek Zhantoli
Кратко рассказать о якутских блюдах
Ответов: 1
Другие предметы 16.06.2023 23:43 1 Сердитых Ульяна
Изготовление якутских лыж кратко
Ответов: 1
Другие предметы 30.04.2023 13:20 27 Иванович Саша
1)Объясните смысл пословиц. В случае затруднений можно ипользовать словари русских пословиц и погово
Ответов: 2
Другие предметы 28.03.2019 10:22 13 Кот Юлия
ЛЮДИ ПОСМОТРИТЕ!!!!! Напишите по 2 примера слов с указанной приставкой имеющие указанное значение(ПР
Ответов: 1
Другие предметы 14.06.2023 21:42 Стрельников Андрей
Как можно больше пословиц о словах с приставкой со (сочувствие сопереживание сострадание соболезно
Ответов: 1
Другие предметы 15.01.2020 21:38 33 Вишня Алёна
Помогите обьяснить смысл пословиц и поговорок. любых 4 — четырёх пословиц
Ответов: 1
Другие предметы 21.06.2023 05:15 1 Михайлова Аня
Помогите пожалуйста 1. С какими странами граничит Республика Казахстан? A. Россия, Китай, Узбекист
Ответов: 1
Другие предметы 15.01.2019 05:41 13 Кром Андрей
(По-русски английский словарь тетрадь или Тетрадь по русски английский словарь) Какие правильно из
Ответов: 1
Другие предметы 01.05.2019 17:36 9 Позднякова Арина
По-русски — чайка, по-украински — мартин (мартын), по-украински чайка, а по-русски… а) кайра б) чи
Ответов: 1
Другие предметы 22.04.2018 18:22 33 Нефёдова Даша
5 пословиц и поговорок на тему «В труде — красота человека» P. S. Не нужно писать сочинение, просто
Ответов: 2
Знаменитые якуты
Среди якутского народа, издавна живущего с русскими в Сибири, имеется немало людей, которые повлияли не только на культуру саха, но и на всю Россию.
Российская империя
Среди выдающихся представителей якутского народа известны несколько человек, живших ещё во времена Российской империи, например, народный сказитель Манчаары, чьё настоящее имя было Василий Федорович Слободчиков. Он родился в 1805 году и прожил 65 лет, посвятив свою жизнь развитию и популяризации древнего народного эпоса «Олонхо», прозванного учёными «северной Илиадой», а также насмешкам над местными тойонами-феодалами.
Рождённый в 1858 году народоволец Константин Неустроев был русским дворянином по происхождению и самым молодым среди саха кандидатом наук – Петербургский университет он окончил в 1881 году.
Василий Васильевич Никифоров-Кюлюмнюр, живший в 1866-1928 годах, немало содействовал обретению якутами политической и культурной независимости: он считается как первым руководителем якутского народа, будучи избранным в 1918 году председателем Якутской земской управы, так и основателем отечественной литературы и театра.
Современность
Якуты — очень музыкальный народ. Это находит отражение в их культуре: например, народные сказители эпоса «Олонхо» до сих пор исполняют его с музыкальным аккомпанементом. Самой известной россиянкой, живущей в Исландии, музыкальном центре Европы, считается певица Александра Гаврильевна Аргунова-Кюрегей, родившаяся в 1938 году. В 1966 году она окончила консерваторию, вышла замуж за исландца и переехала в эту страну, где до сих пор работает как актриса, режиссёр-постановщик, декоратор и даже арт-терапевт.
Батмунхийн Сарантуя — самая известная певица Монголии и носящая в своей стране титул «поп-госпожа» — по матери является якуткой и в детстве говорила только по-русски. В настоящее время её часто можно увидеть в качестве почетной гостьи Ысыаха.
Якутами по происхождению являются и многие спортсмены, в том числе олимпийский чемпион 1976 года в вольной борьбе Павел Пинигин, а также один из лучших борцов мира 1970-х годов Роман Дмитриев. Без сомнения, это связано с тем, что традиции якутской народной борьбы до сих пор широко распространены, а соревнования по этому виду спорта проводятся на каждом Ысыахе при большом стечении народа.
Ремесло
Среди традиционных ремесел у якутов – кузнечество, ювелирное дело, обработка дерева, бересты, кости, кожи, меха, в отличие от других народов Сибири – лепная керамика. Из кожи делали посуду, из конского волоса плели, ссучивали шнуры, им вышивали. Якутские кузнецы (тимир ууга) выплавляли железо в сыродувных горнах. С начала ХХ в. выковывали изделия из покупного железа. Кузнечество имело также товарное значение. Якутские ювелиры (кемус ууга) делали из золота, серебра (частично переплавляя русские монеты) и меди женские украшения, конскую сбрую, посуду, культовые предметы и другие, знали чеканку, чернение серебра. Были развиты художественная резьба по дереву (орнаментика коновязей сэргэ, кубков для кумыса чоронов и другие), вышивка, аппликация, плетение из конского волоса и другие. В XIX в. получила распространение резьба по мамонтовой кости. В орнаментике преобладают завитки, пальметты, меандры. Характерен двурогий мотив на чепраках.
Одежда якутов: главные эстеты на землях вечной мерзлоты
Еще одна традиция Якутии, сохранившаяся по сей день – национальный костюм и украшения. Испокон веков якутам был присущ тонкий вкус, несмотря на суровые климатические условия. Зачастую громоздкие и объемные костюмы из меха и кожи дополнялись элегантными серебряными аксессуарами и изящной вышивкой.
Особенно нарядно выглядит женский костюм. Богатые меховые одеяния считаются одним из высочайших комплиментов для женщины со стороны мужа, эдаким знаком уважения по отношению к её женскому началу. Самое узнаваемое якутское украшение – кэбихэр илисурэх – массивная нагрудная подвеска из серебряных пластин с изображением орнаментов и силуэтов животных. Другая неотъемлемая деталь женского образа – бастынга – головной убор в виде обруча, с ниспадающими вдоль лица звеньями и пластинами. Кроме эстетики, оба аксессуара играют роль мощных оберегов. Ведь считается, что сияние серебра способно отражать злые намерения и отводить несчастья.
Конечно, повседневный образ современных якутов сегодня мало отличается от образа среднестатистического жителя России. Однако, у каждого якута в гардеробе непременно имеется хотя бы один национальный костюм, в который он с удовольствием облачается во время важных событий и больших праздников. Якутские же дизайнеры, бережно используя традиции и навыки предков, получили известность далеко за пределами своей исторической родины.
Жилище
якутка |
У якутов существовало несколько сезонных поселений: зимнее (кыстык), летнее (сайылык) и осеннее (отор). Зимние поселения располагались вблизи покосов, состояли из 1–3 юрт, летние (до 10 юрт) – у пастбищ. Зимнее жилище (балаган кыпынны дьиэ), где жили с сентября по апрель, имело наклонные стены из тонких бревен на бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывали глиной с навозом, крышу поверх бревенчатого настила покрывали корой и землей. С XVIII в. распространены также многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Вход (аан) делали в восточной стене, окна (тюннюк) – в южной и западной, крышу ориентировали с севера на юг. В северо-восточном углу, справа от входа, устраивали очаг типа чувала (опох), вдоль стен сооружали дощатые нары (орон), почетной считали нару, идущую от середины южной стены к западному углу. Вместе с примыкавшей к ней частью западной нары она образовывала почетный угол. Далее к северу находилось место хозяина. Нары слева от входа предназначались для молодых мужчин и работников, справа, у очага, – для женщин. В переднем углу ставили стол (остуол) и табуреты, из другой обстановки имелись сундуки, ящики. С северной стороны к юрте пристраивали имевший ту же конструкцию хлев (хотон). Вход в него из юрты находился позади очага. Перед входом в юрту сооружали навес или сени (кююлэ). Юрту окружала невысокая насыпь, часто с заборчиком. У дома ставили коновязь, часто украшенную богатой резьбой. Со 2-й половины XVIII в. в качестве зимнего жилища у якутов распространились русские избы с печью. Летнее жилище (урага сайынгы дьиэ), в котором жили с мая по август, представляло собой крытое берестой цилиндроконическое сооружение из жердей (на каркасе из четырех жердей, скрепленных вверху квадратной рамой). На Севере были известны каркасные постройки, крытые дерном (холуман). В селениях имелись хозяйственные постройки и сооружения: амбары (ампаар), ледники (булуус), погреба для хранения молочных продуктов (тар иинэ), коптильные землянки, мельницы. Поодаль от летнего жилища ставили хлев для телят (титик), сооружали навесы и другое.
Семейные традиции якутов
В современных якутских семьях уклад мало отличается от принятого в России. Однако не так давно, в конце XIX века, среди якутов было принято многоженство. Согласно традициям якутов, каждая из жён получала свой дом и приусадебный участок, за которым ухаживала.
Важное значение во время сватовства играл калым. Это был выкуп за невесту, которую жених должен был уплатить её семье (ведь он приобретал жену, а у её родных забирал помощницу). . Нередкими были случаи, когда у жениха попросту не было средств на уплату калыма
Если случалось такое, то он крал возлюбленную, а выкуп отдавал “в рассрочку” на протяжении нескольких лет. Хочу заметить, что при таком раскладе невеста не выступала против своего похищения и заранее была осведомлена о нём
Нередкими были случаи, когда у жениха попросту не было средств на уплату калыма. Если случалось такое, то он крал возлюбленную, а выкуп отдавал “в рассрочку” на протяжении нескольких лет. Хочу заметить, что при таком раскладе невеста не выступала против своего похищения и заранее была осведомлена о нём.
Одна из старинных традиций якутов связана с выбором будущего мужа для девочки. В прошлые века делали это рано, когда “жених” и “невеста” едва научились ходить.
Как правило, занимались выбором старшие женщины семьи. Они присматривались к отцам мальчиков. Те должны были отличаться крепким здоровьем, были трудолюбивыми и выносливыми. Считалось, что все эти качества унаследует и сын.
Решение о времени свадьбы тоже принимали женщины. Нередко это делала сама невеста. В назначенный день она и жених должны были находиться в разных юртах. К ним входил шаман или отец жениха, что совершал ритуал окуривания берёзовым дымом. Это было необходимо, чтобы изгнать злых духов.
После обряда жених и невеста могли выйти из юрт и впервые увидеть друг друга, пройдя священный круг у костра. После объявления мужем и женой они обязательно надевали традиционные обереги, что должны были защитить молодую семью от недугов и бед.
Собиральство и земледелие
Существовало собирательство: заготовка сосновой и лиственной заболони, сбор кореньев (сарана, чекана и другие), зелени (дикий лук, хрен, щавель), в меньшей степени ягод (малину не употребляли, считали нечистой). Земледелие заимствовали у русских в конце XVII в. До середины XIX в. оно было развито слабо. Распространению земледелия (особенно в Амгинском и Олёкминском окрестностях) способствовали руские ссыльные поселенцы. Культивировали специальные сорта пшеницы, ржи, ячменя, которые успевали созреть за короткое и жаркое лето, выращивали огородные культуры.
За годы советской власти у якутов сформировались новые отрасли хозяйства: клеточное звероводство, малое животноводство, птицеводство. Передвигались в основном верхом, грузы перевозили вьюком.
Старинные праздники якутов в наши дни
Праздники Якутии, что народ отмечает и сегодня, имеют древние корни и переносят нас в далёкое прошлое. Немало интересных традиций якутов связаны с праздником Ысыах, что проходит в летнее время. Устраивают гуляние обычно на поляне, окружённой берёзами.
Посреди неё устанавливается коновязь. Она является символом Мирового Древа
Во время Ысыаха очень важно окропить огонь с четырёх сторон кумысом. Это своего рода освящение праздника
После семейного застолья якуты устраивают соревнования, танцуют в хороводах, поют народные песни.
На многих якутских празднествах можно увидеть осуохай. Этот танец представляет собой ритуальный хоровод, который якуты создают с давних времён. Поверья этого народа рассказывают, что осуохай “вращает природу”. Танец даже попал в “Книгу рекордов Гиннеса”, ведь в 2012 году в нём приняли участие более 15 000 человек.
Не менее важными для якутов являются и коновязные столбы, что занимают особое место в их культуре. Все они различаются по форме, орнаменту, высоте. Считается, что коновязи делятся на три группы: обыкновенные (те, что устанавливают во дворах), ритуальны и столбы, что используются во время Ысыаха.
Ысыах – якутский Новый год
Как вы могли заметить, в традициях якутов есть и самобытные черты, и славянские особенности, и отголоски культуры тюркских предков. Всё это делает народ неповторимым и интересным. Кроме того, не стоит забывать, что даже сегодня многие якутские праздники и ритуалы сохранились в практически первозданном виде, а значит, могут познакомить нас с богатой и яркой историей этого народа.
+6isma_magomedov (ismail) / «Пословицы и поговорки народов Дагестана»(вчитываемся)
……….1.Аварские поговорки ………..
«Дочь, тебе говорю, а ты, невестка, слушай
Красивая жена хороша по соседству
Много знает не много живший, а много видевший
Муж хорош — и жена хороша, жена хороша — и муж хорош
Наследник осла — собака
Рот говорящего о мёде не становится сладким
Сказали, что гора посетила гору — поверь; не верь тому, что у человека изменился характер
У бросившего работу останавливаются челюсть
Что видел — правда,что слышал — ложь.
Что пользы гнать козлят с межи, когда на посевах пасутся буйвол
Съешь целый сад, съешь одну виноградину — грех одинаков
Своя дочь лучше, чем чужой сын
Не женись, если расхваливает мать, а уважают соседи, не упускай
Погибло наше плохое, пусть сгинет и чужое хорошее
Сам маленький, подвиг большой
Стрела, ударившая в чужую голову, — то же, что стрела, попавшая в навозную кучу
У лжи одна нога огневая, другая — восковая
У счастливца и осёл рожает, как ослица
Кто отправился по тропинке, тот не вернулся, а кто отправился по столбовой дороге, тот вернулся
Дом пришельца — на краю аул
Дом вороны найдешь по карканью »
……. 2.Даргинские поговорки………..
» Бедному дому гордая краса в тягость
Гость не любит гостя, а хозяин дома — обоих
Жена хороша чужая, а лошадь своя
Когда пастухов много, овцы дохнут
Лающая собака за ногу не схватит
Начать без страха — все равно что победить
Перейдешь порог — пройдешь и горы
Тихий джигит всякие трудности вынесет
Хану и на мельнице пир, ослу и на пиру поклажа
Хорошее слово и кинжал отведёт
У храброго джигита язык несмел «
……………..3.Лакские поговорки ……………….
» Богат-не хвались,беден-не отчаивайся.
Два против одного составляют войско
Если говорящий дурак, то слушающий должен быть умным
Если сам не можешь двинуться — посади меня к себе на спине
Если свои не будут уважать, то чужие — тем более
Если умелый огонь разводит — на дне моря загорится, а неумелый возьмется — не загорится и на суше
За пустым столом молитвы не бывае
Куда мать, туда и дочь
Лев не ест добычи, добытой другим
Курица соседа кажется гусем
Настоящий мужчина выходит из овчинного полушубка
Не бывает такой овцы, чтобы и шерсть длинная, и курдюк большой, и спина салом покрыта
Не всяк, кто усат, — мужчина: усы и кошка имеет, бороду — козел
Не столько хозяину нужно добро, сколько добру нужен хозяин
Сорока думает, что она сокол, а каша — что она плов
Только тот, кто искренне жалеет, скажет горькое слово
Чрезмерное здоровье — болезнь
Чужими руками легче крапиву рвать»
………………….. 4.Лезгинские поговорки…………………..
В своей норе и мышь подобна льву
Голову повязывай, пока она не разбита
Два канатоходца не могут ходить по одному канату
Достойная жена дом украшает
Женщину украшает нежность
Мусульманин постится, когда есть нечего
Не умирай, коза, крапива вырастет!
Нынешняя пташка чирикать учит
Работай как раб, ешь как бек
Рука озябшего под мышкой голодного
Свадьба без дурака не обходится
Яйцо, сваренное сегодня, лучше курицы, которую сварят завтра
Чтоб в беду не попасть, и в навоз спрячешься
Солнце не виновато, что филин днем не видит
Чего не видишь, того не хочется
Традиции и обычаи народа Якутии
Следует начать с того, что даже среди современного населения остались отголоски давнего шаманизма или синтоизма. Почтение духов и явлений природы переросли в устоявшиеся обряды. Некоторые представители народа уже отвергают компонент веры в силу данных ритуалов, однако исполняют их по настоянию старшего поколения или по привычке.
К примеру, раньше обязательным ритуалом перед готовкой было «кормление огня». В очаг бросали еду и окропляли его молоком или кумысом. Сейчас его проводят по праздникам и символически. На смену шаманам пришли «благословители», которые желают счастья, процветания и здоровья присутствующим на торжестве.
Интересно, что у якутов, как и у кавказских народов, в привычку вошла кровная месть. Конечно, на сегодняшний день силы традиции ослабели, а ущерб возмещают выкупом. Однако по натуре своей это люди добрые и гостеприимные, любят щедро делиться тем, чем богаты, и делать подарки.
Обряды и традиции
Народ якуты имеет множество традиций и обрядов, из описания которых может выйти даже отдельная книга. Часто они связаны с магическими действиями. Например, для ограждения жилья и домашнего скота от злых духов якуты используют целый ряд заговоров. Важные составляющие при этом – орнамент на одежде, украшения и утварь. Также проводятся обряды для хорошего урожая, приплода скота, рождения детей и т. д.
До сих пор у якутов сохраняются многие традиции и обычаи. Например, камень Сат считается волшебным, и если на него посмотрит женщина, то он теряет свою силу. Его находят в желудках или печени животных и птиц. После извлечения он заворачивается в бересту и заматывается конским волосом. Считается, что посредством определенных заклинаний при помощи Сата можно вызвать дождь, ветер или снег.
Многие традиции и обычаи якутов сохранились с древних времен. Например, у них существует кровная месть. Но в современности ее заменили на выкуп. Якуты очень гостеприимны, любят обмениваться подарками. Родильные обряды связаны с богиней Айыы-сыт, которая считается покровительницей детей.
Коновязи
У якутов очень много различных коновязных столбов. И это не случайно, так как они еще с древних времен являются одной из основных составляющих культуры народа. С ними связаны верования, многие обряды, традиции и обычаи. Все коновязи имеют разный орнамент, украшения, высоту, форму.
Всего существует три группы таких столбов. В первую (надворную) входят те, которые устанавливаются у жилища. К ним привязывают коней. Во вторую группу входят столбы, использующиеся для проведения различных религиозных обрядов. И в третью – коновязи, которые устанавливаются на главном якутском празднике Ысыах.
ЧУВАШСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ С ПЕРЕВОДОМ / ВАТТИСЕН СӐМАХӖСЕМ, КАЛАРӐШСЕМ
просмотров: 28387Н.Р .РОМАНОВ
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ (350 СТРАНИЦ) => см. ниже в PDF-файле.
Нумай пĕтĕ, сахал çитĕ; пĕрле пурăннине мĕн çитĕ. | И многое разойдется, и малого достанет, а что может сравниться с общей жизнью. |
Çăкăр-тăвар хире-хирĕç. | Хлеб и соль взаимны. |
Кÿршĕ-аршă аякри тăванран паха. | Соседи дороже дальних родичей. |
Ырă йывăç усал çимĕç кÿни çук. | Не бывает того, чтобы хорошее дерево принесло дурные плоды. |
Лайăх ят мултан та паха. | Добрая слава ценнее богатства. |
Юлташсăр çын тымарсăр йывăç пек. | Человек без друзей, что дерево без корней. |
Пĕччен пуç пĕшкĕнет, ушкăн йыш ут утланать. | Одинокий голову долу клонит, а кто в артели – на коня садится. |
Кĕтÿрен юлнă сурăх кашкăр кулли пулать. | Отставшая от стада овца становится добычей волка. |
Юлташран уйрăлăн – пĕр çул йĕрĕн, кил-йышăнтан уйрăлăн – вун çул йĕрĕн, ял-йышăнтан уйрăлăн — ĕмĕр йĕрĕн. | С другом расстанешься – один год будешь плакать, с семьей разлучишься – десять лет будешь плакать, от народа отделишься – весь век будешь плакать. |
Халăх сурсан кÿлĕ тăвать. | Народ плюнет – озеро образуется. |
Пур – пĕрле, çук – çурмалла. | Что есть – вместе, чего нет — пополам. |
Усал çынпа çула ан тух. | Не бери себе в спутники дурного человека. |
Çынтан сахал илсе нумай пар. | Бери у людей мало, но давай много. |
Куçпа курнине пурне те алăпа тытаймăн. | Невозможно объять всего, что видишь глазами. |
Ака уйăхĕнчи ыйхă — авăн уйăхĕнчи хуйхă. | Сон во время сева – горе во время молотьбы. |
Мĕн акнă, вăл шăтать. | Что посеешь, то и взойдет. |
Çулман курăк утă мар. | Нескошенная трава не сено. |
Пĕлмен – пĕр сăмах, пĕлсен – çĕр сăмах. | Не ведаю – одно слово, знаешь – сто слов потребуется для объяснения. |
Укçапа пуйиччен туспа пуй. | Не запасайся деньгами, а запасайся друзьями. |
Çĕр сум пуличчен çĕр тус пултăр. | Пусть будет сто друзей, нежели сто рублей. |
Шанчăклă тусăн хакĕ çук. | Надежный друг цены не имеет. |
Туслă тус тепĕр тăванран аванрах. | Близкий друг лучше иного родича. |
Ыраш çапма пиллĕкĕн лайăх, кукăль çиме иккĕн лайăх. | Молотить рожь хорошо впятером, а пироги есть — вдвоем. |
Хытă çыннăн пÿрнине кассан та юн тухмасть. | Отруби у скряги палец, и то кровь не потечет. |
Пуянтан ыйтиччен ырă çынтан ыйтма хушнă. | Чем просит у богатого, велено просить у доброго. |
Усал йытă ураран çыртать, усал çын пуçа çиет. | Злая собака за ногу кусает, а дурной человек может голову погубить. |
Вăрлаканăн пĕр çылăх, çухатаканăн çĕр çылăх. | На укравшем один грех, за потерпевшим сто грехов. |
Кашкăрпа каварла, анчах пăшална авăрла. | С волком уговаривайся, а ружье заряжай. |
Тăшман йăпăлтатса хур тăвать, тусу тавлашса ыр тăвать. | Враг лебезит да поразит, друг ругает да помогает. |
Уй куçлă, вăрман хăлхаллă. | Поле с глазами, лес с ушами. |
Ик турта хушшине икĕ лаша кÿлмеççĕ. | Между двух оглобель невозможно запрячь двух лошадей. |
Кушака кулă, шăшие вилĕм. | Кошке забава, мышке смерть. |
Куçпа курсан урапа тар. | Увидишь глазами, беги ногами. |
Курманнин курас килнĕ, курнин хăсас килнĕ. | Кто не видел, тому хочется видеть, кто видел, того претит. |
Сĕрмен урапа йывăр кусать. | Без смазки колесо плохо вертится. |
Вăтанман юмăç пулнă, ÿркенмен ăста пулнă. | Бесстыжий становится знахаркой, неленивый — мастером. |
Çул çÿреме сатур кирлĕ, вăрçă вăрçма паттăр кирлĕ. | В пути нужны отважные, на поле брани нужны богатыри. |
Вăрçă чарăнсан паттăр нумай. | После войны героев много. |
Паттăрăн пуçĕ выртнă, тараканăн йĕрĕ выртнă. | Храбрый голову сложил, беглец след проложил. |
Кушака çĕнсе шăши айне пулнă. | Одолел кошку, но был побежден мышью. |
Хура çăкăр çиекен ниçта та хур пулман. | Кто ест черный хлеб, тот нигде не пропадет. |
Сурăх ылханĕ кашкăра çитмест. | Овечье проклятье волку не вредит. |
Çип ăçтан çинçе, çавăнтан татăлать. | Нить в тонком месте рвется. |
Чавса çывăх та, çавăрса çыртмалла мар. | Близок локоть, но не повернешь и не укусишь. |
Инкекпе синкек хушши пĕр утăм анчах. | От беды до несчастья лишь один шаг. |
Çук вăрçтарать, пур култарать. | Бедность вызывает брань, богатство доставляет веселье. |
Малтан хăйне асла хуракан кайран кĕçĕн пулнă. | Кто сначала считает себя страшим, тот потом станет младшим. |
Вĕре пĕлмен йытă яла кашкăр кÿнĕ. | Неумело лающая собака в деревню волка приводит. |
Паракантан ил, çапакантан тар. | Бери, когда дают, бегу, когда бьют. |
Пурăнан пурнăç пăрăнăçсăр килмест. | Жизнь не без поворотов. |
Хура халăхăн хура тăпра çине урине чикмесен хырăмĕ тăранаймасть. | Простой народ не может себя прокормить, не поработав на черной земле. |
Ахăракан ăйăр акара пусăрăнать. | Резвый жеребец на пашне укрощается. |
Пÿрт-çурт тытма тăн-пуç кирлĕ. | Чтобы управлять домашним хозяйством, нужен разум. |
Пăсасси çăмăл та, тăвасси хĕн. | Разрушить легко, а построить труднее. |
Из книги: Ваттисен сӑмахӗсем, каларӑшсем, сутмалли юмахсем = Чувашские пословицы, поговорки и загадки / сост. Н. Р. Романов ; В. П. Станьял ; . — . — Шупашкар : Чӑваш кӗнеке изд-ви, 2004. — 351 с. : портр. — На чуваш., рус. яз.
Кулаковский А.Е. Якутские пословицы и поговорки.
Якутские пословицы и поговорки
1. Идэлээҕи кытта олоруоҥ — идэлээх буолуоҥ, түөкүнү кытта олоруоҥ — түөкүн буолуоҥ — с умеющим (мастером, спортсменом, виртуозом) будешь жить — будешь умеющим, с вором (разбойником, мошенником) будешь жить — будешь вором.
2. Идэлээх идэтиттэн өлөр — специалист по какому-нибудь мастерству или спорту погибает от своей специальности. Например: тонут лучшие пловцы, пожираются медведями лучшие охотники, ушибаются насмерть лучшие лазуны — собиратели утиных яиц в дуплах и т.д.
3. Иддьэ барар идэм, кытта төрөөбүт кыдьыгым, бииргэ кэлбит мэнигим — это — специальность, которую унесу с собой в могилу, это — страсть, с которой вместе родился, это — шалость, с которой вместе пришел в этот мир. Так зубачится против нападок одержимый какой-нибудь страстью. Илдьэ кэлбит илгэм, кытта барар кыыбаҕам.
4. Иддьит сааппат, тэҥсик куттаммат, кэлбит килбигийбэт — посланец не стыдится (передавать поручение), передающий заказ не боится, прибывший по делу не конфузится. (Мархинский ул. Вилюйск. окр.)
7. Икки адьырҕа эһэ биир арҕахха кыстаабаттар — два медведя самца не зимуют в одной берлоге. Смысл: два соперника не могут ужиться вместе.
8. Икки ардыларынан уу тохтубат — между ними и вода не просачивается. Аналогична русской пословице «их к водой не разольешь».
9. Икки кэрэх этиттэн маппыкка дылы. Смотри пословицу: сэттэ кэрэх этиттэн маппыт Тэлээһэйгэ дылы.
10. Икки тараҕай быттаспыттарыгар дылы — подобно тому, как двое плешивых ищут на головах друг у друга вшей. Применяют, когда двое неимущих обращаются с просьбой друг к другу.
11. Иккитэ эрбэҕин эргитиэ, үстэ семүйэтин төгүрүтүө — (он) дважды проведет вокруг большого пальца, трижды — вокруг указательного (т.е. проведет и тут и там). О плутах.
12. Илин атах суолун кэлин атах сиппэт — следы передних ног не догоняют следы задних. Смысл: плохой человек не сравнится делами с хорошим.
13. Илии тутуурдаах, өттүк харалаах — имеет что держать в руках и имеет, что чернеет на бедрах. Об охотнике, идущем не с пустыми руками. Вариант: хоой хостуурдаах, төргүү сүөрэрдээх — имеет что вынуть из-за пазухи и что отвязать от тороков. Автология варианта: якутки не имеют карманов, потому мясо, которое несут в гостинцы детям из гостей, они принуждены бывают класть за пазуху, обернув в сено.
14. Иннин тымтыктанан көрбүт суох — никто не прозревал свою будущность, осветив ее лучиной.
15. Искэ кутуйахтар охсуһаллар — в нутре мыши дерутся. Аналогична русской пословице «в сердце мыши скребутся».
16. Ис минэ киһи — человек приятный, как бульон из потрохов. Якуты очень любят бульон из коровьих потрохов со вкусом желудочного сока.
18. Иһигэр былас муостаах киирбит — (в него) — вошел с рогами, длиною в размах рук. О человеке, пришедшем в ярость от гнева. Вариант: иһигэр улахан бөҕө киирбит — (в него) вошло огромное.
19. Итирбит дуу, иирбит дуу диэн өс хоһооно — пьяный и сумасшедший уже вошли в пословицу. Так урезонивают возмущенного поступками пьяного.