Прощальные слова умершему коллеге по работе
«Меня зовут Мария, и я была начальником умершего более 10 лет. Две недели назад он взял отпуск, и я без задней мысли спокойно отпустила его, потому что была уверена, что увижу Сергея снова. Перед этим у нас был огромный завал на работе. Все наваливалось, как снежный ком, а он только улыбался и говорил, что быстро решит все проблемы.
***
Благодаря его аналитическому уму у нас получалось закрывать проекты раньше других компаний. Потеря такого ценного сотрудника – сильный удар по всем людям, с которым он работал.
Он был для меня не только отличным коллегой, но и отличным компаньоном и другом для поездок за город вместе с нашими семьями. Наши дети растут вместе, надеюсь они станут такими же хорошими товарищами, какими были мы. Счастливого тебе дальнейшего пути…».
***
«Я работала с покойным много лет. Поверить в его смерть до сих пор сложно. Он был ответственным профессионалом своего дела, замечательным человеком. Благодаря его помощи и поддержки получалось справляться со всеми трудностями. За советом к нему могли обратиться и мы, старые сотрудники, и молодые стажеры, он, как хороший учитель, никогда никому не отказывал и не грубил. Такие люди учат нас быть внимательными к близким, терпеливыми к чужим слабостям и преданными своему делу».
***
«Наш коллега был талантливым врачом, на его счету множество спасенных жизней
Он умел найти подход к каждому пациенту, всегда пекся об их физическом здоровье, душевном комфорте, понимая, как это важно для полного выздоровления. Коллеги его уважали как руководителя, не припомню тех, кто бы не считался с его мнением
Всем нам будет его не хватать. Среди пациентов врача-нарколога, как вы понимаете, встречалось много разных людей, иногда грубых, озлобленных, ведущих маргинальный образ жизни, неготовых принять помощь. Семен Васильевич часто говорил, как важно в нашей профессии быть терпеливым и стараться не осуждать, как бы сильно порой не хотелось.».
***
«Это, без сомнения, огромная утрата для нас всех. Ушел прекрасный человек и талантливый воспитатель, коллега, образец человеколюбия и преданности делу! Когда я узнала о смерти Анны, была шокирована и долго не могла поверить. За то время, что мы вместе работали, она стала для меня по-настоящему близкой подругой, хотя она намного старше меня. Она была очень ответственная женщина, неконфликтная, но, когда необходимо, проявляла твердость характера. Совместная работа с ней меня многому научила, и не только в профессиональном плане. Когда Анны не стало, признаюсь, мне будет тяжело. Приношу свои искренние соболезнования родным и близким. Признаюсь, мне трудно представить вашу скорбь. У меня навсегда останутся о ней самые добрые воспоминания о коллеге».
***
«Хочу выразить соболезнования родным и близким усопшего. Потеря родного человека — тяжкое горе, унять которое непросто. Мы все уважали Василия Ивановича, на работе он был тем самым сотрудником, которых называют незаменимыми: быстро решал любые сложные задачи, да еще и такими способами, которые без него нам бы и в голову не пришли. А еще считаю необходимым сказать, с какой теплотой и любовью он говорил нам, своим коллегам, о семье. Знаете, как бывает, приходит человек в офис и давай рассказывать, какая жена-дура и дети оболтусы. А от Василия мы такого не слышали за все десять лет. Напротив, о домочадцах своих он всегда говорил только хорошее, и не с хвастовством, а именно с любовью. В этом отношении он всегда был и будет для меня примером. Человек ушел, а память о нем жить будет еще долго».
***
***
«Мы работали бок о бок в последние несколько лет. Он был отличным соратником и примером для молодых коллег. Его профессионализм служил примером для многих. Ты навсегда останешься в нашей памяти, как образец жизненной мудрости и честности. Пусть земля тебе будет пухом!»
Библия задает стиль
Почти каждая наша встреча в последние годы ее жизни мне вспоминается как содержательная беседа о литературе, о поэзии, о прошлом и настоящем. О пустяках говорить с ней как-то не подобало, зато ее литературные суждения бывали необычайно вескими и острыми. И обязательно звучали стихи. К тому времени Ахматова разработала свой особый «поздний» стиль, отличный от прежнего, — я бы назвал его «прекрасной сложностью», в отличие от «прекрасной ясности» акмеизма. Так была написана, без преувеличения сказать, грандиозная «Поэма без героя»; в подобном же стиле, буквально на глазах, создавался сравнительно короткий цикл «Полночных стихов». Эти стихи прочитывались как любовный и драматический по смыслу диалог, происходивший сразу в нескольких временных слоях с неким прототипом, который тоже как бы расслаивался. Получался неожиданный эффект: некоторые строчки казались адресованными прямо слушателю, а другие уводили к иным адресатам. Поэтому смысл стихов ритмически пульсировал от более ясного к более таинственному.
Многие образы цикла говорили о перенесенном ею опыте страдания — как, например, такие строки:
…И глаз, что скрывает на дне
Тот ржавый колючий веночек
В тревожной своей тишине.
(«Первое предупреждение»).
Под этим «веночком», конечно, подразумевался «терновый венец» — евангельский символ страстей Христовых, это я понимал, но почему и как он связан с человеческим глазом? Размышляя над этим дома, я к своему удивлению осознал, что не могу припомнить, какого цвета глаза, в которые я глядел, слушая это стихотворение.
И вот, в одну из следующих встреч с Анной Андреевной я постарался неназойливо, но пристально вглядеться в ее глаза — специально, чтобы запомнить их навсегда. И запомнил, что глаза у нее серые с зеленоватым оттенком и с более темной окантовкой по краю радужной оболочки. А зрачок окружали карие вкрапленья, то соединенные между собой, то чуть разрозненные, но определенно складывающиеся в тот самый «ржавый колючий веночек»!
Мою догадку подтвердили слова отца Александра, которые с трудом различались по радио сквозь рев глушилок: «По православному ученью пасхальная победа начинается на самой глубине, в последней темноте Великой Пятницы. Поэзия Ахматовой — это свет, светящийся во тьме, и которого тьме не объять».
Эти слова открыли, наконец, мои глаза, застланные чужими критическими и порой недобросовестными или плоскими мнениями о великой поэтессе. Мне увиделась чистота лирического горения в ее стихах, даже, казалось бы, написанных о самых земных чувствах и отношениях:
Под крышей промерзшей пустого жилья
Я мертвенных дней не считаю,
Читаю посланья Апостолов я,
Слова Псалмопевца читаю.
Но звезды синеют, но иней пушист,
И каждая встреча чудесней, —
А в Библии красный кленовый лист
Заложен на Песни Песней.
(«Под крышей промерзшей пустого жилья…»).
Эта песнь — радостная, счастливая в своей свежей силе, но написана она в сдержанных, целомудренных тонах. Так Библия — скорей, чем акмеистические манифесты, — задает стиль ранней Ахматовой, воздействует на ее поэтику. Но наступают тяжелые времена для всей страны, и Книга книг оказывается заложена на мрачных пророчествах пророка Исаии. В порыве последней жертвенности поэтесса истово взывает, как о милости:
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
(«Молитва»).
Увы, пришли еще горшие дни. Накликала ли она сама свои беды, как подумали одни? Или напророчила то, что ей открылось в молитве, как посчитали другие? Трудно сказать. Это тайна, и не нам о том рассуждать. Песенного дара поэтесса не лишилась, но голос ее стал не слышен из-за запретов печати. И у нее, действительно, были отняты и единственный сын, и друг… «На губах твоих холод иконки», — только и успела она благословить арестованного.
Другие статьи из рубрики «Имена»
15 января 2016
ENFANT TERRIBLE, УМЕВШИЙ CELEBRATE
Одни знали его как художника-авангардиста Ивана Сотникова. Другие как священника храма святителя Петра на Роменской. И только друзья, близкие люди понимали, насколько художник и священник нуждаются друг в друге, не могут друг без друга жить.
14 июля 2016
Великая утешительница
В 1920-х — начале 1930-х годов в Гатчине жила матушка Мария (Лелянова) (1874–1932). Двадцать лет она была обездвижена, но жизнь в теле поддерживал несгибаемый дух. Она не могла обслуживать себя, нуждалась в постоянном уходе, но спасала физически здоровых людей, впадавших в отчаяние, «инвалидов …
30 марта 2015
Логика ради Бога
Философ Александр Введенский, 90-летие со дня кончины которого отмечается 7 марта, не только обосновал необходимость богопознания для мышления, но и стал настоящим исповедником веры.
26 марта 2013
Несостоявшийся патриарх
В дореволюционной России его называли «Антонием Малым», чтобы не путать с «Антонием Большим», митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским). Однако его известность и подлинное влияние на русскую церковную жизнь были ничуть не меньше, а, возможно, и больше, чем у «Антония Большого». Фигура митрополита Антония …
2 ноября 2015
Слово петербургского пастыря
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев), 20 лет со дня кончины которого мы отмечаем 2 ноября, и при жизни, и после смерти был «пререкаемой» фигурой. Те, кто знал его лично, говорили о нем, как о человеке исключительной доброты, внимательном к пастве, любящем. Другие, которые знают только книги, подписанные именем владыки, …
Как написать соболезнование
При оформлении траурных слов в письменной форме часто возникает вопрос, как написать соболезнование. В данном случае стоит придерживаться лаконичных фраз. Стихи соболезнования по поводу смерти уместны для некролога или траурной ленты. В остальных случаях будут отдавать пафосом и вычурностью. Соболезнования в прозе обычно содержат 2-3 предложения. Краткость и ёмкость содержания здесь важнее. Ведь открытку или письмо будут перечитывать несколько раз.
__ была доброй и отзывчивой женщиной. Скорбим и помним вместе с вами.
Это печально, что из жизни уходят самые дорогие нам люди. Приносим искренние соболезнования.
С уходом __ мы потеряли многое. Нам будет не хватать её улыбки. Примите наши слова сочувствия.
Приносим всей Вашей семье искренние слова соболезнования в связи с невосполнимой утратой. Упокой Господи его душу.
Наши глубокие соболезнования по поводу неожиданной кончины ___. Молимся и скорбим.
Все, кто знал __ сейчас скорбят. Невыносимо горько терять близких в столь раннем возрасте
Мы всегда будем помнить о нём.
Неважно, сколько человек прожил – важно, сколько он принёс в этот мир хорошего. Пусть Бог воздаст ему за его добрые дела.
Мы скорбим вместе с вами о безвозвратной потере
Верим, что такой светлый человек обязательно попадёт в Рай.
Только с уходом __ мы ощутили насколько большой была её любовь. Она будет всегда жить в наших светлых воспоминаниях.
Сопереживаем вместе с Вами. Существует боль, от которой нет лекарства. Верим, что Господь не оставит вас в столь трудную минуту.
Возможно, вам будет интересно:
Поэма Страшного Суда
Персональная вина и ответственность всего поколения, историческое возмездие, суд неправедный и Высший Суд — на этих темах разворачивается ее грандиозный поэтический труд последних лет: «Поэма без героя».
Добавлю здесь личное воспоминание. В один из моих приездов в Комарово, где в летние месяцы жила Ахматова, она спросила, читал ли я целиком ее «Поэму». Оказалось, что нет. Тогда она предложила мне сейчас же послушать ее. И — обрушила на меня целую гору поэтических великолепий: ритмических, образных, цветовых, фонетических и сюжетных! Невинные святочные гадания по Жуковскому вызвали хоровод призрачных фигур — поэтов, паяцев и балерин ушедших лет, вывели на авансцену трогательную историю влюбленного корнета, так трагически и театрально покончившего с собой, после чего занавес невероятно раздвинулся, и опера, она же — реальная жизненная катастрофа, развернулась на целую страну и на всё столетие, пока не стало «видно далеко во все стороны света» и автор, оставшись на голой земле, не стал судить последним судом себя и эпоху.
Я был смятен от преизбытка образов и впечатлений, и на ее вопрос о моем мнении смог ответить лишь: «Это — как Страшный Суд». Я тогда не был (и не думал, что смогу побывать) в Сикстинской капелле, но уже видел фрески Дионисия в Ферапонтове и другие подобные изображения. «Поэма без героя», действительно, представилась мне как словесная фреска на стене воображаемого поэтического храма. Потому я решился впоследствии в своих «Траурных октавах», состоящих из восьми восьмистиший памяти Ахматовой, на следующее сравнение:
Когда гортань — алтарной частью храма,
тогда слова святым дарам сродни.
И даже самое простое: «Ханна!
Здесь молодые люди к нам, взгляни…»
встает магически, поет благоуханно.
Все стихло разом в мартовские дни.
Теперь стихам звучать бы невозбранно,
но без нее немотствуют они.
Анализ стихотворения Анны Андреевны Ахматовой «Памяти друга»
Начало Великой Отечественной войны Ахматова встретила в Ленинграде. Через несколько месяцев врачи настояли на том, чтобы 52-летняя поэтесса отправилась в эвакуацию. Сама того не желая, Анна Андреевна покинула любимый город. За этим последовали ее скитания – из Москвы в Чистополь, затем в Казань. Конечным пунктом невеселого путешествия стал Ташкент. Там Ахматова находилась практически на всем протяжении войны. В Ленинград она вернулась при первой же возможности – в мае 1944 года, спустя почти четыре месяца после снятия блокады. Страшной войне поэтесса посвятила немало стихотворений. В эвакуации даже вышел ее сборник. Среди произведений на военную тематику – «Памяти друга». Скорей всего, оно не адресовано какому-то конкретному человеку. Добрый друг для Ахматовой – любой, кто защищал родную страну от немецко-фашистских захватчиков.
При этом рассматриваемый текст явно перекликается со стихотворением «Заплаканная осень, как вдова…», написанном в 1921 году и посвященном расстрелянному Гумилеву – первому супругу Анны Андреевны. В нем вдовой названа осень. В «Памяти друга» вдовой становится уже весна. Она хлопочет над безымянной могилой. Здесь одновременно могут иметься в виду и неизвестные солдаты, и место захоронения Николая Степановича, которое не выяснено по сей день. Кроме того, не стоит забывать, что Гумилев был воином. После начала Первой мировой войны он добровольцем пошел в армию. Ему довелось повоевать в Польше, на Украине. Поэта удостоили нескольких наград, которыми Николай Степанович гордился.
Большое значение имеет дата написания «Памяти другу» – восьмое ноября – день великомученика Димитрия Солунского по православному календарю. В старинных русских стихах он предстает помощником в борьбе с Мамаем. Ахматова фактически проводит параллель, сравнивая монголо-татарские войска с армией Гитлера. Есть еще один важный момент – в субботу, предшествующую дню святого Димитрия, православные христиане на Руси совершали поминовение всех усопших. Естественно, Ахматова, как человек верующий, не могла об этом не знать. Ее стихотворение – плач по тем, кто погиб во время Великой Отечественной войны, защищая родину, отстаивая свободу свою личную и свободу своей страны. Запечатлеть их подвиг в лирике – долг Анны Андреевны как поэтессы и гражданина. Помянуть навсегда ушедших воинов – долг Ахматовой как матери, жены, христианки.
Соболезнования по поводу смерти в письменном виде
Соболезнования по поводу смерти в письменном виде – способы выражения:
-
Письмом или открыткой по почте
. Старый, но не потерявший актуальность способ. Часто требуется по этикету. Открытки соболезнования следует подобрать в соответствии с печальным событием, рисунок не должен быть вызывающим или праздничным. -
Надписью на траурной ленте
. Обычно она является неизменным атрибутом ритуального венка или корзины цветов. Детальнее о надписях вы можете прочесть в нашей статье Надписи на венках. -
Электронным письмом
. Чаще всего этим вариантом пользуются для выражения соболезнования по поводу смерти людям, находящимся за границей. -
Некрологом в газете
. Выбирают то печатное издание, которое выписывают или читают родственники безвременно ушедшего. -
СМС-информирование
. Если вы не оператор мобильной связи, остерегайтесь так делать. Лучше сделать краткий телефонный звонок. Исключение: абонент долгое время находится вне зоны досягаемости.