Стихи есенина о любви » любовь
Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.
Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.
Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.
Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада.
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.
Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.
Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.
Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.
Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.
Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы —
На этих липах снег да иней.
Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я — другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.
Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.
Ну, целуй меня, целуй,
Хоть до крови, хоть до боли.
Не в ладу с холодной волей
Кипяток сердечных струй.
Средь веселых не для нас.
Понимай, моя подружка,
На земле живут лишь раз!
Оглядись спокойным взором,
Посмотри: во мгле сырой
Месяц, словно желтый ворон,
Кружит, вьется над землей.
Ну, целуй же! Так хочу я.
Песню тлен пропел и мне.
Видно, смерть мою почуял
Тот, кто вьется в вышине.
Умирать так умирать!
До кончины губы милой
Я хотел бы целовать.
Чтоб все время в синих дремах,
Не стыдясь и не тая,
В нежном шелесте черемух
Раздавалось: «Я твоя».
И чтоб свет над полной кружкой
Легкой пеной не погас —
Пей и пой, моя подружка:
На земле живут лишь раз!
Письмо к женщине
Вы всё, конечно, помните,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
В лицо бросали мне.
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
Катиться дальше, вниз.
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий.
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь —
Корабль в плачевном состояньи.
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Куда несет нас рок событий.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
Я сообщить вам мчусь,
И что со мною сталось!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Я знаю: вы не та —
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
Ни капельки не нужен.
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
Вас помнящий всегда
Стихи Есенина о любви
Цикл «ЛЮБОВЬ ХУЛИГАНА»
* * * Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь — как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось петь и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато-карий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным. Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил, Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень. Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали… В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. 1923
А Миклашевская вспоминала: «Как-то сидели в отдельном кабинете ресторана «Медведь» Мариенгоф Никритина (жена Мариенгофа), Есенин и я. Он был весь какой-то притихший, задумчивый…
— Я буду писать вам стихи.
Мариенгоф смеялся:
— Такие же, как Дункан? (По словам Мариенгофа, стихи «Сыпь, гармоника…» и «Пой же, пой…» относились к А. Дункан).
— Нет, ей я буду писать нежные…
Первые стихи, посвященные мне, были напечатаны в «Красной ниве»: «Заметался пожар голубой…».
* * * Ты такая ж простая, как все, Как сто тысяч других в России. Знаешь ты одинокий рассвет, Знаешь холод осени синий. По-смешному я сердцем влип, Я по-глупому мысли занял. Твой иконный и строгий лик По часовням висел в рязанях. Я на эти иконы плевал, Чтил я грубость и крик в повесе, А теперь вдруг растут слова Самых нежных и кротких песен. Не хочу я лететь в зенит, Слишком многое телу надо. Что ж так имя твое звенит, Словно августовская прохлада? Я не нищий, ни жалок, ни мал И умею расслышать за пылом: С детства нравиться я понимал Кобелям да степным кобылам. Потому и себя не сберег Для тебя, для нее и для этой. Невеселого счастья залог — Сумасшедшее сердце поэта. Потому и грущу, осев, Словно в листья, в глаза косые.. Ты такая ж простая, как все, Как сто тысяч других в России. 1923 * * * Пускай ты выпита другим, Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость. О, возраст осени! Он мне Дороже юности и лета. Ты стала нравиться вдвойне Воображению поэта. Я сердцем никогда не лгу, И пегому на голос чванства Бестрепетно сказать могу, Что я прощаюсь с хулиганством. Пора расстаться с озорной И непокорною отвагой. Уж сердце напилось иной, Кровь отрезвляющею брагой. И мне в окошко постучал Сентябрь багряной веткой ивы, Чтоб я готов был и встречал Его приход неприхотливый. Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты. Иною кажется мне Русь, Иными — кладбища и хаты. Прозрачно я смотрю вокруг И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль, Что ты одна, сестра и друг, Могла быть спутницей поэта. Что я одной тебе бы мог, Воспитываясь в постоянстве, Пропеть о сумерках дорог И уходящем хулиганстве. 1923 * * * Дорогая, сядем рядом. Поглядим в глаза друг другу. Я хочу под кротким взглядом Слушать чувственную вьюгу. Это золото осеннее, Эта прядь волос белесых — Всё явилось, как спасенье Беспокойного повесы. Я давно мой край оставил, Где цветут луга и чащи. В городской и горькой славе Я хотел прожить пропащим. Я хотел, чтоб сердце глуше Вспоминало сад и лето, Где под музыку лягушек Я растил себя поэтом. Там теперь такая ж осень… Клен и липы в окна комнат, Ветки лапами забросив, Ищут тех, которых помнят. Их давно уж нет на свете. Месяц на простом погосте На крестах лучами метит, Что и мы приедем в гости, Что и мы, отжив тревоги, Перейдем под эти кущи. Все волнистые дороги Только радость льют живущим. Дорогая, сядь же рядом, Поглядим в глаза друг другу. Я хочу под кротким взглядом Слушать чувственную вьюгу. 1923
Читать дальше — С. Есенин. Стихи о любви — стр. 3
Отличительные черты и особенности
Любовная лирика Есенина уникальная по искренности и глубине чувств, которые автор пытается донести до своих возлюбленных. В его стихах изображена гамма разнообразных эмоциях — счастливые мгновения меняются грустными, нежность — страстью, идеализация — озлобленностью и предательством. Особенности его творчества:
- Эмоциональность. Любовь в стихах поэта представлена как бурный, неудержимый порыв души, мгновенно затмевающий все остальные чувства и желания человека. Каждая новая страсть для Есенина чувствуется настолько же ярко, как и предыдущая, а любая романтическая утрата и разочарование приносит огромную боль, даже если он давно расстался со своей пассией.
- Печаль, ностальгическая тоска и безнадёжность. В каждом из сочинений Есенина мгновения счастья описаны в прошедшем времени. Они противопоставляются безрадостному настоящему, из которого любовь уже ушла. Это отражает реалии жизни поэта — спокойная семейная жизнь ему не подходила, он всё время чего-то нового, а потому не смог найти настоящую любовь, что стало причиной многих слёз и страданий. Повторяющимся мотивом становятся также извинения и желание исправить свои прошлые ошибки.
- Задушевность. В каждом из есенинских стихотворений читаются неподдельные эмоции и чувства не только героя, но и человека, который писал строки. Яркие эпитеты, выразительные метафоры, противопоставление очень живо отражают состояние души поэта, никогда не опускаясь до пошлости или банальности.
- Искренность. Каждый из стихов Есенина — небольшая частичка его жизни. Они несут самые сокровенные и глубокие чувства поэта, которыми он стремится поделиться с любимыми женщинами.
Романтичные произведения великого поэта
«Я вас любил» – одно из самых известных стихотворений Есенина, целиком посвященное любви и скорби о потере. Каждая строка этого произведения наполнена глубокой эмоциональной силой и характеризует любовь как вечную и непостижимую.
«Ты мне представилась в белом» – лирическое стихотворение, в котором Есенин описывает умиротворенное состояние, вызванное встречей с возлюбленной. Он сравнивает ее с утром, в котором скрыта чудесная и загадочная сила.
«Мне оставьте память смутную» – стихотворение, в котором поэт просит оставить память о нем смутной и тоскливой. Он желает, чтобы о нем вспоминали так, как он оставил свою любовь и страдания в памяти другого человека.
«В синем небе младая луна» – стихотворение, в котором Есенин описывает полет души к возлюбленной в небесах. Он рассказывает о своем стремлении окунуться в бесконечность и объединиться с любимым человеком.
«Зимний вечер» – произведение, в котором Есенин описывает зимний вечер, наполненный романтикой и таинственностью. Он передает атмосферу тишины и умиротворения, вызывающую желание быть рядом с любимым человеком.
Творчество Сергея Есенина воплощает в себе все аспекты любви и романтики, от радости встречи до невыносимой тоски по разлуке. Его стихи способны вызвать самые глубокие эмоции и подарить море вдохновения. Каждое произведение поэта – это искреннее признание в любви и сильнейшее переживание чувств, которые знакомы каждому человеку.
Интимная лирика есенина
Интимная лирика есенина
«Я не знал, что любовь — зараза, я не знал, что любовь — чума»
«Днем был у меня рязанский парень со стихами. Крестьянин Рязанской губернии… 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык.» — С этой записи в дневнике Александра Блока вошел в историю русской поэзии Сергей Есенин. Вошел как выдающийся лирик. Он и сегодня остается одним из самых растиражированных и любимых поэтов. И впервую очередь поклонники ценят его за стихи о любви, хотя сам Есенин подчеркивал: «у меня почти совсем нет любовных мотивов… Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине».
Наиболее интересен в этом разрезе цикл стихов «Москва кабацкая». В нем запечатлено мутное противоречивое состояние автора, пустившегося во все тяжкие из-за разочарования в новом мире, тщетном поиске своего места в нем. Эта неустроенность даст отпечаток всей его лирике того времени:
«Пой же, пой! На проклятой гитаре
Пальцы пляшут мои в полукруг.
Захлебнуться бы в зтом угаре,
Мой последний, единственный друг.
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой счастье,
А нечаянно гибель нашел.
Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана с ума свела.
Пой, мой друг. Навевай мне снова
Нашу прежнюю буйную рань.
Пусть целует она другого
Молодая красивая дрянь…»
Вряд ли в этом стихотворении идет речь о любви. Неудавшиеся отношения здесь скорее повод, нежели причина. К этому циклу относится и еще одно стихотворение, наиболее полно раскрывающее характер того периода поэта с женщинами:
«Сыпь, гармоника. Скука… Скука..
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мной, паршивая сука,
Пей со мной.
Излюбили тебя, измызгали — Невтерпеж».
Постепенно Есенин войдет в новую колею и вроде бы смирится, называя себя «советским поэтом». Вместе с душевным равновесием к нему прийдет и любовь. О своем романе с известной танцовщицей Айседорой Дункан, которая была намного старше наго, Есенин напишет:
«Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
О осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.»
Дальше поэт вполне искренне заявляет:
«Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.»
Стихи датированы 1923 годом. Но «хулиганить», а точнее — устраивать пьяные дебоши Есенин не перестанет. После краткой передышки все вернется на круги своя. Похоже, в каждой, на его взгляд, достойной уважения и восхищения женщине поэт искал зацепку, хватался за нее как за соломинку, что бы высвободиться от потока мыслей, тянущего его к гибели.
Айседоре Дункан посвящены и эти покаянные строки:
«Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Поступь нежная, легкий стан:
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любит хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки пошел за тобой,
Хоть в свои, хоть в чужие дали…»
Роман с Дункан будет недолгим. Он действительно поедет за ней «в чужие дали», но вскоре вернется из не понимающей добропорядочной Америки «в родные края». Душевный подъем, ощущение себя своим в новой строящейся стране выльется в цикл стихов, центральным из которых станут «Персидские мотивы». Правда, в творческую командировку Есенина отправят далеко не в Иран, а всего лишь по Кавказу с долгой остановкой в Баку. Эта поездка принесет обильные плоды. И по сей поклонников его творчества волнуют строки:
«Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.»
Краткая передышка закончится и поэт снова вернется в «Москву кабацкую». Лирика Сергея Есенина теперь отчаянная и откровенная. Его рассуждения о любви теряют бесшабашность юности, он и сам осторожнее и других остерегает(«Только нецелованных не трогай,/ Только не горевших не мани»). К этому последнему периоду относится стихотворение «Не гляди на меня с упреком»:
«Не тебя я люблю, дорогая,
Ты лишь отзвук, лишь только тень, —
Мне в лице твоем снится другая,
У которой глаза — голубень.
Пусть она и не выглядит кроткой
И, пожалуй, на вид холодна,
Но она величавой походкой
Всколыхнула мне душу до дна.
Вот такую едва ль отуманишь,
И не хочешь пойти, да пойдешь,
Ну, а ты даже в сердце не вранишь
Напоенную ласкою ложь.»
Эта «другая» — внучка Льва Толстого, София Андреевна. Хотя по признанию современников Есенин не испытывал к ней сильных чувств, здесь скорее был очередной «имиджевый» проект. Но, тем не менее, родились замечательные стихи, которые будят в читателях «жажду нежности».
Стихи есенина сергея — chto-takoe-lyubov.net
В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.
Там в полях, за синей гущей лога,
В зелени озер,
Пролегла песчаная дорога
До сибирских гор.
Затерялась Русь в Мордве и Чуди,
Нипочем ей страх.
И идут по той дороге люди,
Люди в кандалах.
Все они убийцы или воры,
Как судил им рок.
Полюбил я грустные их взоры
С впадинами щек.
Много зла от радости в убийцах,
Их сердца просты.
Но кривятся в почернелых лицах
Голубые рты.
Я одну мечту, скрывая, нежу,
Что я сердцем чист.
Но и я кого-нибудь зарежу
Под осенний свист.
И меня по ветряному свею,
По тому ль песку,
Поведут с веревкою на шее
Полюбить тоску.
И когда с улыбкой мимоходом
Распрямлю я грудь,
Языком залижет непогода
Прожитой мой путь.
Есенин Сергей, 1915 год
Популярные темы сообщений
-
Страна Бельгия
В северо-западной части Европы расположилась удивительная, и в то же время небольшая страна Бельгия. Путешествуя по ее территории можно изучить местные края всего за несколько часов. Долгое время данная территория Бельгии принадлежала
-
Потребности семьи
У каждого человека есть потребности, потребность в пище, общении и так далее. Однако рассматривал ли кто-нибудь каждую потребность отдельно? Что может быть, если отказаться от одной из потребностей не без известного треугольника Маслоу?
-
Памятники животным
Животных люди почитают издревле. На древних фресках были найдены археологами изображения животных. Некоторые народы почитали животных настолько, что придавали им божественные образы и наделяли их мистическими свойствами.
-
Творчество Германа Гессе
Германа Гессе называют гениальнейшим интровертом. Герман был из семьи священников. Мать звали Мария она была наполовину француженка. По образованию филолог. На момент знакомства с отцом Германа
-
Хиппи
Субкультура «хиппи» зародилась в Соединенных Штатах в 60-е. Считается, что предпосылкой этому послужил экономический подъем, потому некоторые молодые люди намеренно отказались от рутинной деятельности, ради того, чтобы проживать свою жизнь так,