Эпитафии • надписи на памятниках

Стихи на день памяти и скорби 22 июня 1941 года

Моё поколение

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.

Расцвели и опали… Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
нам досталась на долю нелегкая участь солдат.

У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя —
только сила и зависть. А когда мы вернемся с войны,
все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами-солдатами будут гордится сыны.

Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?
Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?
Зарыдает ровесница, мать на пороге забьется,-
у погодков моих ни стихов, ни покоя, ни жен.

Кто вернется — долюбит? Нет! Сердца на это не хватит,
и не надо погибшим, чтоб живые любили за них.
Нет мужчины в семье — нет детей, нет хозяина в хате.
Разве горю такому помогут рыданья живых?

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Кто в атаку ходил, кто делился последним куском,
Тот поймет эту правду,- она к нам в окопы и щели
приходила поспорить ворчливым, охрипшим баском.

Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
и могилы над Волгой, где тысячи юных лежат,-
это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.

…Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели,
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.

А когда мы вернемся,- а мы возвратимся с победой,
все, как черти, упрямы, как люди, живучи и злы,-
пусть нам пива наварят и мяса нажарят к обеду,
чтоб на ножках дубовых повсюду ломились столы.

Мы поклонимся в ноги родным исстрадавшимся людям,
матерей расцелуем и подруг, что дождались, любя.
Вот когда мы вернемся и победу штыками добудем —
все долюбим, ровесник, и работу найдем для себя.

1945

Рекомендуемые стихотворения

Тем, кто не знает, какие стихи подобрать для улучшения памяти, можно дать некоторые рекомендации. Для малышей подойдут сборники стихотворений таких авторов: А. Барто, К. Чуковский, Е. Благинина. Детям постарше можно порекомендовать стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, М. Твардовского.

Взрослым можно попробовать разучивать отрывки из поэм «Евгений Онегин» или «Граф Нулин» А. Пушкина. Подойдут также произведения В. Маяковского, А. Фета и других известных авторов.

Регулярное разучивание стихов поможет не только натренировать память и мышление, но и повысить свою эрудицию.

Музыка печали: стихи о потерях и вере в будущее

Строки стихов становятся особенно пронзительными, когда они написаны о потерях и вере в будущее. Они помогают нам выговориться и осознать, что наше горе не бессмысленно, а имеет глубокий смысл. Эти стихи укрепляют нашу веру в себя и в будущее, в то, что наша любовь и память о потерянных близких будут жить вечно.

Строка 1: Я останусь тем, кто держит крышу над головой,

Строка 2: Позабыв о боли.

Строка 3: Но каждый раз, когда звучат эти ноты,

Строка 4: Заново слезы на глазах.

Строка 5: Возможно, в этот миг я понимаю,

Строка 6: Что прошлого уже нет.

Строка 7: Но оно живет в нас, внутри наших сердец,

Строка 8: И этим мы живем снова.

Эти строки стихотворения говорят о том, что память о потерях остается с нами навсегда. Музыка, которая нам напоминает о прошлом, заставляет нас пережить эмоции заново. Мы осознаем, что хоть прошлое и прошло, оно продолжает жить в наших сердцах. И мы продолжаем жить дальше, несмотря на горе и печаль, с надеждой на будущее и верой в то, что наши близкие всегда будут рядом с нами.

В заключение, стихи о потерях и вере в будущее являются выражением наших эмоций и чувств. Они помогают нам найти утешение и силу идти дальше. Мы должны помнить, что даже в темные моменты нашей жизни, музыка печали, память о наших близких и наша вера в будущее помогают нам найти свет и смысл. И даже если слезы падают на глаза, мы знаем, что они проливаются в память о наших героях и поддерживают нас в нашем стремлении к лучшему.

Лучшие стихи в честь Дня памяти и скорби

День памяти и скорби. День тревоги.
Представим кровью смочены дороги,
Что русские солдаты ночью, днём
Одолевали под стальным огнём.

День скорби, памяти и день печали.
Под пулями солдаты умирали,
И горе постигало матерей,
Что молодых теряли сыновей.

День памяти и скорби. День надежды,
Что не нагрянет враг, как прежде,
И не напрасный подвиг тех солдат,
Что безымянными в земле лежат.

День скорби, памяти сегодня отмечая,
Мы чтим все подвиги и дедов, и отцов.
Мы стон войны той страшной вспоминаем
И миллион смертей отважных тех бойцов.

Я лишь одно тебе сегодня пожелаю:
Пускай не будет в мире никогда войны.
Пускай друг друга люди любят, понимают,
Чтоб без агрессий жили вечно мы

Скорбим сегодня о погибших
И вспоминаем страшный день.
Война разбила судьбы людям,
Страну окутав в горе, тень.

Помолимся о тех, кто отдал
За мир и радость жизнь свою,
Пусть никогда не будет больше
Войны, смертей в нашем краю.

Полегло в боях отнюдь немало,
Фашист ведь миллионы убивал!
Множество в неволе погибало,
А скольких еще голод забирал!

Пусть это никогда не повторится,
Но помнить мы историю должны!
А потому из года в год так чтится
Память о потерях той войны!

В День памяти и скорби пожелаю мира,
Чтоб спокойно было на душе всегда,
Чтобы беды проходили мимо,
Обходила, чтоб печаль тебя.

Много тех, кто мир покинул этот,
Но и помнят их ещё на свете.
В день памяти и скорби пророним мы слезу,
И в память за каждого зажжём свечу.
Вечный вам покой и крепкая вам память,
Жаль, что нет уже вас с нами.

Этот день приносит слёзы, грусть,
Вас невозможно нам назад вернуть.
С днём памяти и скорби всех,
Для памяти не будет пусть помех.
Живите, помните вы о делах былых,
Не будет рядом с вами злых.

В день памяти и скорби
Мы вспомним тех, кого уж нет.
Но в памяти остались,
Излучая жгучий свет.

Мы молимся о них,
И мысли не унять.
Не в силах мы заставить
Сердца наши не страдать.

Не будем плакать и уже страдать,
Мы будем просто всех же вспоминать.
Зажжём мы свечи за вечный ваш покой,
Как жаль, что ты уже ведь не со мной.

В день памяти и скорби помните
Всех тех, чьи фотографии тут в комнате.
Про их дела и жизненные годы,
Не знают в памяти они пускай отходов.

День памяти и скорби — это грустный день.
Зажжём мы свечи тем, кого уже не увидим.
Вспомнив о них, сядем на ступень,
Вспомним, как были они смыслом жизни.

Цветы отнесём на могилы и вновь
В разговоры душа сорвётся,
Говорить будем про их любовь,
Что в сердце болью отдаётся.

Этот день никогда не забыть,
Этот день, он вестник печали,
В этот день началась война,
Войска в нашу страну наступали.

Давай же зажжем мы свечи с тобой,
Подарим минуту молчанья,
Воины стали нашей стеной,
Прошли сквозь огонь, нас защищая.

Я не хочу сейчас шутить,
В день скорби это просто глупо.
Я всех хочу предостеречь,
Не совершать дурных поступков.

Мы память павших всегда чтим.
И это вам не просто фраза.
Нам каждый воин так любим,
Хоть не встречались и ни разу.

Желаю всем не знать войны!
Желаю всем счастливой жизни.
Перед судьбою мы равны,
Давайте помнить самых близких.

Разорвали небо осколки,
Этот день окропляя кровью.
Он днём памяти стал и скорби,
Навсегда застывшею болью.

Зарастают травой окопы,
Ветераны нас оставляют,
Завещая потомкам, чтобы
Этот день они не забывали.

Склонили молча головы сегодня,
Что ветеран, что юноша беспечный,
Как будто в день ждёт памяти и скорби,
С военным тяжким прошлым снова встреча.

За звонкий смех, за ясные рассветы,
За жизнь, сумела что мечты исполнить,
За все, что наши сохранили деды,
Мы этот день должны навек запомнить.

Ужасный день — день памяти и скорби,
Когда немецкий враг напал на нас.
Выпускники пошли встречать рассвет,
А рано утром вдруг бомбёжка началась.

И вероломно, без предупреждений,
Противник вторгся, мирный пакт поправ,
И самолёты, танки, артиллерию,
На мирно спавших граждан направлял.

Горит земля растерзанная, плачет,
А в Брестской крепости идёт последний бой.
Ужасный день, он страшный и кровавый,
Помянем мы его с поникшей головой.

Спокойный день в конце июня.
Спала размерено страна.
Но в тишину советских будней
С размахом ворвалась война.

Земля под взрывами стонала,
И смерть все видели в лицо.
В ту пору полегло немало
И мирных граждан, и бойцов.

Хоть ужас тот мы не застали,
Дай Бог и в будущем не знать,
Сегодня с грустью и печалью
Пришли мы павших поминать!

Страницы ( 1 из 8 ):
1

Вечный покой героям: посвящение ушедшим

В этот день, когда наши сердца полны скорби и памяти, мы хотим отдать должное тем, кто отдал свои жизни за наше будущее. Нам дана возможность жить в мире благодаря мужеству и самоотверженности наших героев.

Война продолжается не только на поле боя, но и в наших сердцах, в нашей памяти. Мы никогда не забудем тех, кто пожертвовал своими жизнями, чтобы мы могли жить в мире. Вечная память и благодарность им!

Пусть светлая память о героях живет в наших сердцах, напоминая нам о их подвигах и о необходимости защищать наше свободное будущее. Пусть их души отдыхают вечно, а мы творим добро и справедливость в их честь.

Наши герои ушли, но их пример, мужество и отвага остаются с нами. Пусть этот день будет наполнен гордостью за нашу родину и памятью о тех, кто сражался за наше счастье.

  • Возложим цветы на их могилы и скажем слова благодарности.
  • Облечем себя в печаль и тишину, чтобы почтить их память.
  • Поделимся историями о наших героях, чтобы они жили в наших рассказах.
  • Продолжим строить мир и соблюдать мирные договоренности, чтобы уважать их жертвы.

Пусть ценность жизни, мира и любви всегда будет главным в нашей судьбе. Пусть герои, которых мы так любим и почитаем, внесут свой вклад в создание светлого будущего.

Следы Цветаевой

***
…И пролетело пять десятков лет.
Мы в Кокшетау ищем давний след
Цветаевой. Той, седовласой, младшей.
Где дом, в котором с внучкою жила?
Где та дорога, по которой шла?
Как после драки кулаками машем…

Стою у сопки, голову задрав.
О, Кокчетав, мой милый Кокчетав!
Цветаевской любви понятна нота.
Ведь можно в год любой, и день, и час,
Подняться вверх — сегодня и сейчас! —
И ощутить мгновения полёта!

А что внизу — неважно. Нищий быт —
Он будет хоть описан, но забыт,
Останутся картинки, всплески, блёстки,
Гладь озера и терпкий запах трав…
Как на ладони — новый Кокчетав,
Но музыки не стихли отголоски

О, я нашла Цветаевой следы —
Не на горе, не в зеркале воды,
Но в голосах божественно-красивых!
И пусть её душа пребудет тут
На долгий век! Пока ещё поют
Стихи Марины и
Анастасии.
***                                      Рене Жумановой
Чем запомнятся города?
Только встречами, дружбами…
В Кокшетау — февраль, и весна — как всегда,
С ветром, солнцем и лужами…
Чем же мил этот город, где встретились мы —
Дорогой мне, цветаевский,
Тот, где камешки Крыма, и Тарусы холмы,
И простор ново-талицкий?
Чем завлёк он, озёрный, спокойный, как сон,
По-вечернему палевый?
Тем, что бьются сердца — в резонанс, в унисон,
Как читали Цветаевы.
Воду талую пьют воробьи, ошалев,
Разлетаются брызгами…
И летит, не стихая, щемящий напев,
Над годами и жизнями.
***
Этот город весенний совсем незнаком…
Опрокинет звонком, обожжёт кипятком,
И судьба обернётся чужая,
Что давно отлетела, как жёлтый листок,
Проживая свой век, отбывая свой срок,
В глыбе льда на года замерзая.
Мы несём эту льдину наощупь, впотьмах,
Согреваем дыханьем и нянчим в руках
То, что любим, и ценим, и помним.
Пусть не год и не два, а столетье пройдёт,
Но душа оживёт и росток прорастёт.
Мы дойдём, обморозив ладони.
Этот город весной оглушён, озарён…
Кто мы – нитка, и скрепка, и связка времён?
Просто долгое, долгое эхо.
Может быть, выбирая страну и тропу,
Кто-то вспомнит и нашу с тобою судьбу,
В этот город весенний приехав.27-29 февраля 2016.

Михаил Васильевич Исаковский

Михаил Васильевич Исаковский

Эти стихи, ставшие песнями, можно назвать истинно народными. Через постижение фольклора поэт пришёл к постижению души народа, русского характера.

Меняются идеологические установки, но нельзя отменить художественную правду Исаковского. Тем более что миллионы фронтовиков понимали этого поэта с полуслова.

***

Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родные леса и луга!
Уходили в поход партизаны,
Уходили в поход на врага.

На прощанье сказали герои:
— Ожидайте хороших вестей.-
И на старой смоленской дороге
Повстречали незваных гостей.

Повстречали — огнем угощали,
Навсегда уложили в лесу
За великие наши печали,
За горючую нашу слезу.

С той поры да по всей по округе
Потеряли злодеи покой:
День и ночь партизанские вьюги
Над разбойной гудят головой.

Не уйдет чужеземец незваный,
Своего не увидит жилья…
Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родная сторонка моя!

1942

Как учить стихи ребенку?

Если взрослый может заставить себя учить стихи простым усилием воли, то ребенок часто капризничает и не хочет заниматься заучиванием. Поэтому для осуществления процесса запоминания стоит придерживаться нескольких рекомендаций:

  • Начинать знакомство со стихами следует в самом раннем возрасте — когда малыш еще лежит в коляске;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка;
  • Заучивание должно быть обязательно эмоциональным и с выражением;
  • Следует объяснять ребенку непонятные слова;
  • Часто повторять стихотворения (любые) малышу во время прогулок и игр — это поможет ему привыкнуть к стихотворной речи.

Стихотворения для развития памяти можно проиллюстрировать рисунком — это облегчит процесс запоминания и превратит его в увлекательную игру. Не стоит сбрасывать со счетов и мотивацию — возможность порадовать близких или удивить друзей может стать мощным рычагом для осуществления заучивания стихотворения.

Заучивание детьми стихов — один из самых важных развивающих, воспитательных и обучающих моментов. Детские стихи для заучивания наизусть мелодичны, они не просто легко заучиваются, но и пробуждают интерес малыша к книге. Проза для них несколько монотонна. Не случайно многие детские писатели (С. Маршак, Б. Заходер, С. Михалков, К. Чуковский) писали большинство своих произведений именно в рифмованной форме. Короткие и легкие для запоминания стишки, смешные, добрые и веселые, тренируют память, развивают речь и помогают в дальнейшем при обучении чтению. Малыши прекрасно запоминают стихи для заучивания наизусть, как дома, так и в садике, а затем с удовольствием демонстрируют свое умение взрослым. Выучить их очень просто: достаточно прочесть несколько раз, и ребенок повторяет строки без единой ошибки. В статье собраны самые хорошие стихи для детей от младшего до старшего дошкольного возраста. Они пригодятся как для занятий с малышом дома, так и для развивающих занятий в детском саду.

Москва

Зябкой ночью солдатской
В сорок первом году
Ехал я из-под Гжатска
На попутном борту.

Грохот фронта бессонный
Шёл как будто бы вслед.
Редко встречной колонны
Скрытный вспыхивал свет.

Тьма предвестий вокзальных
И – Москва. И над ней
Горделивый, печальный
Блеск зенитных огней.

И просились простые
К ней на сердце слова:
«Мать родная, Россия,
Москва, Москва…»

В эти горькие ночи
Ты поистине мать,
Та, что детям не хочет
Всей беды показать;

Та, что жертвой безгласной
Не смирится с судьбой;
Та, что волею властной
Поведёт за собой.

И вовек не склонится
Твоя голова,
Мать родная, столица,
Москва, Москва!

Память трудной годины,
Память боли во мне.
Тряский кузов машины.
Ночь. Столица в огне.

И, как клятва, святые
В тесном горле слова:
«Мать родная, Россия,
Москва, Москва…»

…Ехал я под Берлином
В сорок пятом году.
Фронт катился на запад,
Спал и ел на ходу.

В шесть рядов магистралью –
Не вмещает – узка! –
Громыхаючи сталью,
Шли на запад войска.

Шла несметная сила,
Разрастаясь в пути,
И мосты наводила
По себе впереди.

Шла, исполнена гнева,
В тот, в решающий бой.
И гудящее небо,
Точно щит, над собой

Высоко проносила…
«Погляди, какова
Мать родная, Россия,
Москва! Москва!..»

Память горя сурова,
Память славы жива.
Всё вместит это слово:
«Москва! Москва!..»

Это имя столицы,
Как завет, повторим.
Расступились границы,
Рубежи перед ним…

Стой, красуйся в зарницах
И огнях торжества,
Мать родная, столица,
Крепость мира – Москва!

1947

Память и скорбь: стихи о героях

В сердцах наших, вечно горячих иль ледяных,

О заповединые твоей славе свечи горят,

Родные и друзья твои со слезами в глазах

Тебя в памяти держат, о герой вечный, наш.

Ты нечаянно стал для нас иконою, судьбой,

Твой подвиг судьбоносный не сравнится с другими,

И горька наша слеза это лишь теплотой голоса,

Что кромешным снегам, серой мгле возвратить нельзя.

Мы запомним твои глаза, гордость и стойкость,

Твою силу, мудрость и смелость в каждой букве,

Твою щедрость и верность на века запечатлелись,

И в штыки болезни рни жизни, но течение в них не мене.

Писатели и поэты поют о нашей любви,

Величием картины иконой избранных,

И память о тебе утешает сердца судеб иль разладов,

О, наш герой, ты в наших сердцах вечен памятью и любовью.

Красивые стихи для заучивания в подготовительной группе детского сада (по ФГОС)

***Милая певунья,Ласточка родная,К нам домой вернулась,Из чужого края.

***Мама спит, она устала…Ну и я играть не стала!Я волчка не завожу,А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,Тихо в комнате пустой.А по маминой подушкеЛуч крадется золотой.

И сказала я лучу:– Я тоже двигаться хочу!Я бы многого хотела:Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,Я б могла похохотать,Да мало ль я чего хочу!Но мама спит, и я молчу.

***Вот подснежник на поляне,Я его нашел.Отнесу подснежник маме,Хоть и не расцвел.

***Пять маленьких щенятХоть им тепло в соломе,Как детям в зимнем доме.Но всё они пищат.

Я знаю почему:Когда их мать ласкает,Она их называет,Но как — я не пойму.

***Поезжай за моря-океаныи над всею землёй пролети.Есть на свете различные страны,но такой, как у нас, не найти.

***Осень наступила,Высохли цветы,И глядят унылоГолые кусты.

Вянет и желтеетТравка на лугах,Только зеленеетОзимь на полях.

Туча небо кроет,Солнце не блестит,Ветер в поле воет,Дождик моросит..

***Вот моя деревня;Вот мой дом родной;Вот качусь я в санкахПо горе крутой;

Вот свернулись санки,И я на бок — хлоп!Кубарем качусяПод гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,Стоя надо мной,Весело хохочутНад моей бедой.

День памяти: стихотворения о битвах и подвигах

В день памяти мы помним тех,

Кто подвиги совершил для всех.

Равнодушье их не прикасалось,

Они в битвах славой утешалось.

Они несли вес злого века,

Выбирая смерть, рискуя жизнь свою.

Они не забыли присяги века,

Свою страну защищая в бою.

Подвиги их останутся в сердцах,

Сполна оценены народом родным.

Битвы и сраженья они пройдут смело,

Мужество им составит главный аргумент.

Они стали лицом Родины,

Своими делами помогая миру.

Их праведной смерти мы вспоминаем,

И благодарим их за каждый подвиг.

Пусть память о них будет вечной,

Всегда герои будут в наших душах.

День памяти — светлая черта,

Которая напоминает о их битвах.

Стихи в память об ушедших

Звучные и простые стихи для заучивания наизусть детям 3-4 лет по программе Васильевой

Детский сад для малыша (если он действительно хороший) становится вторым домом. Здесь ребятишки получают первый опыт взаимоотношений в коллективе, приобретают необходимые навыки, обзаводятся друзьями. Программа М. А. Васильевой пользуется популярностью среди родителей и воспитателей. Сущность ее в следующем: правильно организованное обучение приводит к гармоничному развитию ребенка. Программа включает элементы умственной, физической подготовки, привитие культурных навыков, приучение к труду. Мы включили в подборку несложные стихи для заучивания наизусть детьми 3-4 лет.

***Ходит Оленька, вздыхая.

Я ногой толкнула кошку,На пол бросила картошку,Кашу манную не ела.

***В лесу недолго до беды,Но заяц — не простак,Умей запутывать следы —Вот так!

***В дверь вошло животное,До того голодное:Съело веник и метлу,Съело коврик на полу,

***Я — учёная Лисица,Медицинская сестрица.Уважаемый больной,Успокойтесь, вы — со мной!

Я с врачом детей лечуВ белом кабинете.Чтобы смело шли к врачуМаленькие дети!

***Что ни сутки,По минуткеДень длинней,Короче ночь.Потихоньку,ПолегонькуПрогоняем зимуПрочь!

***Петушки распетушились,Но подраться не решились,Если очень петушиться,Можно пёрышек лишиться.Если пёрышек лишиться,Нечем будет петушиться.

Душевные стихи о маме

Какие стихи подойдут?

В детстве понятные зарифмованные фразы запоминаются легко. Развивающие четверостишия не должны состоять из трудных и непонятных слов. Самым маленьким для быстрого запоминания рекомендуют короткие стишки с увлекательным содержанием. Малышам подходят стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Елены Благининой, Корнея Чуковского, Сергея Михалкова. Детям постарше предлагают разучивать стихи о природе. Им предлагают воспроизводить скороговорки в определённом ритме, чтобы те напоминали стишки.

Приведем примеры таких скороговорок.

  • Вика жуёт ежевику, сорока клюёт клубнику.
  • Сено Сене Костя косит, в сени сено Сеня носит. Носит в сени сено Сеня, спать на сене будет Сеня.

В дальнейшем дети знакомятся с более объёмными стихами. Им советуют брать произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.Т. Твардовского. Старшеклассникам список поэтических произведений А.С. Пушкина следует расширить.

Взрослым лучше всего для запоминания подходят любимые стихи известных поэтов. Они обычно понятны читателю. Чёткий ритм стихотворения придаёт процессу фиксации в памяти лёгкость и радость. Хорошо тренируют мозг сложные произведения.

Поэтические сборники издаются в достаточном количестве. При необходимости любые стихи можно найти в интернете. Для проработки на каждый день предлагают выбирать произведения Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Владимира Маяковского.

Ежедневное заучивание стихов в течение 15 минут является профилактикой проблем с памятью. Вырабатывается умение удержания в голове нужной информации. Пожилым людям удаётся сохранять ясность ума и твёрдую память.

На маминой родине

***

Улочки яранские безлюдны.
Золото мешками собирай.
Слышатся валторны, флейты, лютни…
Господи, быть может, это рай?
Если рай – что ж серо так и скудно
Бедное людское бытиё?
Что ж так беспокойно, бесприютно,
Сердце одинокое моё?
Лишь природа – клёны над сараем,
Блеск реки, заката уголёк –
Намекает: был задуман раем
Этот тихий русский уголок.
12.10.2017

***
Здесь было поле. А сегодня лес —
Весёлый березняк, густые сосны.
И детский след мой оставался здесь,
На утренней траве – высокой, росной.

Здесь было поле. Было. Поросло…
Леса берут в кольцо поля и пашни.
Неважен век, и месяц, и число —
Здесь будет лес, как был столетье раньше.

Придёт хозяин и построит дом.
Есть всё для сруба и для половицы…
И, может быть, когда-то в доме том
Душа моя заблудшая родится.
13.10.2017

***
Через меня проходит поток времён,
Сердце сжимая, волосы шевеля…
К предкам своим приехала на поклон.
Светлая память им. Пухом земля.

Через меня – судьбы и слёзы их.
Пусть неразрывным будет моё звено!
Через меня – радость, и боль, и крик.
Жизни, что будут. Те, что ушли давно.

И, у родных могил головой склонясь –
Вечного дерева ветка, простой листок –
Знаю, что с этой землёй неразрывна связь.
Через меня проходит времён поток.

***
Встречайте светлый праздник Покрова
В глубинке русской, далеко от дома,
Тогда найдутся верные слова
О святости небесного покрова.

В монастыре, что только возрождён,
Несут монахи праведную ношу…
И чист, и гулок колокольный звон,
И зримо видишь — Плат уже наброшен.

Нездешний светлый образ в облаках.
Предвестье снега? Крылья серафима?
И веришь, что стоять Руси в веках,
Поскольку Богородицей хранима.
14.10.2017

г. Яранск, Кировская область.

Детская поэзия для развития памяти

Заучивание стихов с ребенком подчиняется также нескольким общим рекомендациям, в соответствии с которыми и стоит выбирать поэтические произведения:

  • Основное требование — все слова должны быть понятны ребенку и соответствовать его уровню развития. Если некоторые из них неизвестны малышу, следует объяснить их значение — это расширит его кругозор;
  • Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка . Если произведение для 3-4-летнего малыша наполнено, главным образом, существительными и глаголами, то в 4-5 лет в стихотворении уже присутствуют абстрактные величины и явления, причем обязательно добавляется мотивация — для утренника, рассказа бабушке и дедушке. С 6 лет содержание становится еще более сложным, а к заучиванию добавляется анализ текстов.

Стихи для развития памяти у детей — это произведения таких известных авторов, как Корней Чуковский, Агния Барто, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Эдуард Успенский, Борис Заходер.

Как правило, в детских изданиях имеется разбивка по разным возрастам, облегчающая выбор подходящих текстов.

Примеры стихов развивающих память для детей

Здравствуй, маленькая тучка! Наверху одной не скучно? Хочешь, вместе поиграем? Хочешь, сказки почитаем? Хочешь, попинаем мяч? Только, будь добра, не плачь!

Как солнцу рады ласточки, Как высоко взвились! Звенит их криком радостным Вся голубая высь.

Поля кругом раскинулись, — Конца им не видать. Рожь поднялась, волнуется, — Простор и благодать!

Но в сердце, как в ромашке, Мы увезем домой Июльские ромашки — Пусть светят нам зимой.

Зеленый луг, как чудный сад, Пахуч и свеж в часы рассвета. Красивых, радужных цветов На них разбросаны букеты.

Миленькая мамочка, Мама, улыбнись! Своим сердцем ласковым Ты ко мне прижмись!

Мама – как волшебница, Если улыбается, Каждое желание У меня сбывается!

Поцелует мама – Плохое забывается. Новый день, веселый день Сразу начинается!

Все сказки в мире непохожи, Всегда присниться сказка может. Но в детстве, говорю вам я, Есть сказки наяву, друзья!

Да неужели жизнь – не сказка? А быль? Природы красота Не может сказкой называться? И сказка – это доброта!

Она нас всех отучит злиться, Научит всех людей дружить… Кто сказки в жизни сторонится, Тому на свете скучно жить!

Могут даже у ребят Сбыться все желания, Нужно только, говорят, Приложить старания.

Не лениться, не зевать, И иметь терпение, И ученье не считать За своё мучение.

Говорят: под Новый год Что ни пожелается — Всё всегда произойдёт, Всё всегда сбывается.

Чтобы так ученики Стали заниматься, Чтобы двойка в дневники Не смогла пробраться!

Зачем учить стихи?

Поэзия гораздо легче воспринимается мозгом (конечно, если стихи хорошие) и потому процесс запоминания проходит быстрее и проще. Именно поэтому в школе детям задают для заучивания стихи очень часто, а вот прозу — достаточно редко.

Кроме того, учить стихи полезно и по другим причинам:

  • Происходит развитие речи . Заучивание новых слов, оборотов, фраз расширяет словарный запас и обогащает речь художественными выражениями;
  • Улучшается дикция . Постоянное чтение вслух (еще лучше — перед публикой) развивает ораторские способности, помогает свободно общаться на любом уровне без стеснения, делает речь разборчивой, разрабатывает интонацию.

Человек, который знает наизусть множество стихов, имеет богатый культурный багаж и воспринимает его адекватно, то есть понимает то, что хотел сказать автор. А это — уже шаг к личностному росту. В пожилом возрасте именно интенсивная умственная деятельность и заучивание стихов помогли многим известным людям сохранить ясность ума и твердую память.

Учить стихи, считал Бродский , необходимо еще и по той причине, что они заставляют пропускать через себя все эмоциональное и информационное наполнение, обогащая мозг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный холл
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: