Анализ монолога Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!..» из комедии в стихах А. Грибоедова
Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» описывает возвращение в Россию после трехлетнего отсутствия молодого дворянина Александра Андреевича Чацкого, движимого сильным любовным чувством. События пьесы развиваются в течение суток. Александр Чацкий является дом своей невесты Софьи Павловны Фамусовой тотчас после приезда.
Хозяин дома, Павел Афанасьевич Фамусов, является представителем дворянства XVIII века – «века покорности и страха», как характеризует его Чацкий; в то время как в начале XIX века светские салоны стали наполняться молодыми людьми новой формации, принадлежащими к поколению, впитавшему идеи либерализма. Чацкий – представитель этой молодежи. С момента встречи Фамусов, в доме которого юноша воспитывался, отмечает независимость поведения Александра: тот свободно высказывает собственное мнение, умело парирует вопросы стремится доминировать в разговоре и произвольно его прерывает. Все это Фамусов расценивает как вольнодумство и пренебрежение традициями.
Монолог Фамусова, размещенный автором во втором действии, следует после замечания Чацкого о нежелании прислуживаться (иными словами, лакействовать) и знаменует начало неизбежного конфликта между этими персонажами, который развивается на протяжении всей пьесы
Фамусов рассматривает Чацкого в качестве претендента на руку дочери и, чувствуя его внутреннее сопротивление, считает нужным сделать молодому человеку важное наставление
В ходе монолога Фамусов как выразитель сословного мнения приводит пример удачливого светского человека екатерининской эпохи – своего дяди Максима Петровича, удивительным образом сочетающего гибкость и надменность, сумевшего добиться успеха при дворе и выстроить головокружительную карьеру. Фамусов призывает Чацкого последовать этому примеру, дает установку на то, что, только пресмыкаясь, можно выбиться в люди, приобрести влияние и царскую милость.
Необыкновенную точность формулировок и афористичность придают изложению введенные поэтом средства выразительности. Например, метонимия «… не то на серебре – на золоте едал» означает, что человек имел посуду из драгоценных металлов, и иллюстрирует систему ценностей Фамусова. Антитеза «упал больно – встал здорово» является сердцевиной мировоззрения Павла Афанасьевича: он уверен, что на пути к жизненному успеху нет ничего запретного. Шутовской колпак становится у него залогом почета и влиятельного положения.
Для понимания смысловой нагрузки фрагмента важно пояснить лексическое значение ряда слов и выражений. Езжал цугом – имел выезд с запряжкой в две или три пары лошадей, что производило большое впечатление и было приметой знатности и богатства, частью пиара, как сказали бы сегодня
Куртаг – прием в царском дворце. Тупей – взбитый хохол на голове. Вельможа в случае – фаворит.
Описанный на куртаге случай ярко характеризует придворные нравы – с подачи высочайшей особы над упавшим стариком открыто смеются. И старый заслуженный человек, ни минуты не колеблясь, принимает правила игры: унижается, выставляя себя клоуном. Именно такую линию поведения Фамусов предлагает самолюбивому язвительному Чацкому.
Фамусов искренне, по-отечески желает Чацкому добра, как он его понимает. Совет «не блажи» на деле означает требование чинопочитания, предсказуемости и подхалимажа. Павел Афанасьевич сам прошел этой тропой и предлагает Чацкому повторить его путь: слепо, без всяких поправок перенять опыт прошлых поколений. Не учитывая разницы взглядов на жизнь и индивидуальных черт Чацкого, он только углубляет пропасть между собой и молодым человеком.
Александр ГрибоедовРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
О книге
Сегодня комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума» назвали бы скорее трагикомедией, поскольку грустного в ней не больше, чем смешного. Случай, который подтолкнул писателя к созданию этого произведения, также заставляет печально посмеяться. Будучи молодым и пылким, вернувшийся из-за границы и много попутешествоваший, Александр Сергеевич увидел, как подобострастно петербургский высший свет относится к иностранному гостю, возмутился этому и высказал свое возмущение вслух. Но общество не пожелало слышать правду, им проще было объявить юношу сумасшедшим. В тот день на свет появился будущий главный герой произведения – Александр Александрович Чацкий. В то время в русской литературе еще господствовали традиции классицизма, но если «Горе от ума» читать с современной точки зрения, то можно заметить в комедии черты реализма, которые уже начинали вступать в свои права. С одной стороны – говорящие фамилии, любовный конфликт, единство времени и места действия, с другой – живой язык и полное отражение тогдашних исторических реалий вкупе с хорошо выписанными характерами персонажей. Грибоедов «Горе от ума» писал как горькую сатиру на московское общество, причем не только своего исторического периода. Он сам отмечал, что основой произведения был достаточно длинный промежуток времени, когда чины и почести доставались не тому, кто был их достоин, а тому, кто лучше других умел выслужиться. И потому для местного дворянства тот, кто не хочет чинов и почестей, был безумен. К сожалению, комедия «Горе от ума» во многом понятна и сегодня: реалии изменились, а люди – нет.
Читать полностью текст комедии «Горе от ума» в режиме онлайн или взять в руки книгу – в любом случае нужно знать, что четыре действия пьесы включают в себя экспозицию (первое действие до шестого явления), завязку (всего одно явление – седьмое первого действия), развитие действия (с конца первого явления и до конца третьего) и кульминацию (четвертое действие). Такая композиция позволяет в полной мере продемонстрировать характеры персонажей и развернуть сюжетную линию. Урок литературы, посвященный «Горю от ума», будет интересен всем – тема противостояния старого и нового актуальна до сих пор, и именно поэтому грибоедовская пьеса относится к русской классике.
Монолог Чацкого «А судьи кто?»
А судьи кто? — За древностию летК свободной жизни их вражда непримирима,Сужденья черпают из забытых газетВремен Очаковских и покоренья Крыма;Всегда готовые к журьбе,Поют все песнь одну и ту же,Не замечая об себе:Что старее, то хуже.
Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы?Не эти ли, грабительством богаты?Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,Великолепные соорудя палаты,Где разливаются в пирах и мотовстве,И где не воскресят клиенты-иностранцыПрошедшего житья подлейшие черты.Да и кому в Москве не зажимали ртыОбеды, ужины и танцы?Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,Для замыслов каких-то непонятных,Дитей возили на поклон?Тот Нестор негодяев знатных,Толпою окруженный слуг;Усердствуя, они в часы вина и дракиИ честь и жизнь его не раз спасали: вдругНа них он выменил борзые три собаки!!!Или вон тот еще, который для затейНа крепостной балет согнал на многих фурахОт матерей, отцов отторженных детей?!Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,Заставил всю Москву дивиться их красе!Но должников не согласил к отсрочке:Амуры и Зефиры всеРаспроданы поодиночке!!!
Вот те, которые дожили до седин!Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!Вот наши строгие ценители и судьи!Теперь пускай из нас один,Из молодых людей, найдется — враг исканий,Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,В науки он вперит ум, алчущий познаний;Или в душе его сам Бог возбудит жарК искусствам творческим, высоким и прекрасным, —Они тотчас: разбой! пожар!И прослывет у них мечтателем! опасным!! —Мундир! один мундир! он в прежнем их бытуКогда-то укрывал, расшитый и красивый,Их слабодушие, рассудка нищету;И нам за ними в путь счастливый!И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!Теперь уж в это мне ребячество не впасть;Но кто б тогда за всеми не повлекся?Когда из гвардии, иные от двораСюда на время приезжали, —Кричали женщины: ура!И в воздух чепчики бросали!
Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!»
Вот то-то, все вы гордецы!Спросили бы, как делали отцы?Учились бы на старших глядя:Мы, например, или покойник дядя,Максим Петрович: он не то на серебре,На золоте едал; сто человек к услугам;Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;Век при дворе, да при каком дворе!Тогда не то, что ныне,При государыне служил Екатерине.
А в те поры все важны! в сорок пуд…Раскланяйся — тупеем не кивнут.Вельможа в случае — тем паче,Не как другой, и пил и ел иначе.А дядя! что твой князь? что граф?Сурьезный взгляд, надменный нрав.Когда же надо подслужиться,И он сгибался вперегиб:На куртаге * ему случилось обступиться;Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;Старик заохал, голос хрипкой;Был высочайшею пожалован улыбкой;Изволили смеяться; как же он?Привстал, оправился, хотел отдать поклон,Упал вдругорядь — уж нарочно,А хохот пуще, он и в третий так же точно.А? как по вашему? по нашему — смышлен.Упал он больно, встал здорово.
Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?Кто слышит при дворе приветливое слово?Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?Максим Петрович! Шутка!В чины выводит кто и пенсии дает?Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, — нутка!
Монолог Фамусова «Петрушка, вечно ты с обновкой!»
Петрушка, вечно ты с обновкой,С разодранным локтем. Достань-ка календарь;Читай не так, как пономарь,А с чувством, с толком, с расстановкой.Постой же. — На листе черкни на записном,Противу будущей недели:К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели.
Куда как чуден создан свет!Пофилософствуй — ум вскружится;То бережешься, то обед:Ешь три часа, а в три дни не сварится!Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет.В четверг я зван на погребенье.Ох, род людской! пришло в забвенье,Что всякий сам туда же должен лезть,В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.
Но память по себе намерен кто оставитьЖитьем похвальным, вот пример:Покойник был почтенный камергер,С ключом, и сыну ключ умел доставить;Богат, и на богатой был женат;Переженил детей, внучат;Скончался; все о нем прискорбно поминают.Кузьма Петрович! Мир ему! —Что за тузы в Москве живут и умирают! —Пиши: в четверг, одно уж к одному,А может в пятницу, а может и в субботу,Я должен у вдовы, у докторши, крестить.Она не родила, но по расчетуПо моему: должна родить…
Популярное на сайте
- Школьная программа с 1 по 11 класс (стихи)
- Полезные книги для детей
- Фильмы для детей
- Экскурсии с детьми
- Скороговорки
- Детские песни
- Где отдыхать с детьми на море
Русские классики
- Александр Пушкин
- Сергей Есенин
- Александр Блок
- Владимир Маяковский
- Анна Ахматова
Популярные детские авторы
- Агния Барто
- Корней Чуковский
- Сергей Михалков
- Эдуард Успенский
- Самуил Маршак
- Валентин Берестов
Стихи по темам
- Новый год
- 8 Марта
- 23 Февраля
- 9 Мая
- 1 Сентября
Цитаты Чацкого
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Чины людьми даются,А люди могут обмануться.
А судьи кто?
Мне в петлю лезть, а ей смешно.
Там хорошо, где нас нет
Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног.
Хотел объехать целый свет,И не объехал сотой доли.
Господствует еще смешенье языков:Французского с нижегородским.
Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже.
И точно, начал свет глупеть
Свежо преданье, а верится с трудом
И дым Отечества нам сладок и приятен.
Несчастные! должны ль упреки нестьОт подражательниц модисткам?За то, что смели предпочестьОригиналы спискам.
Лицом и голосом герой…
Я езжу к женщинам, да только не за этим.
Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом?И похвалы мне ваши досаждают.
Когда в делах — я от веселий прячусь,Когда дурачиться — дурачусь,А смешивать два эти ремеслаЕсть тьма искусников, я не из их числа.
Блажен, кто верует, — тепло ему на свете!
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,Где оскорбленному есть чувству уголок!…Карету мне, карету.
Кричали женщины: ура!И в воздух чепчики бросали.
А впрочем, он дойдет до степеней известных,Ведь нынче любят бессловесных.
Я странен, а не странен кто ж?Тот, кто на всех глупцов похож;
Из огня тот выйдет невредим,Кто с вами день пробыть успеет,Подышит воздухом одним,И в нем рассудок уцелеет.
Быть может, качеств ваших тьму,Любуясь им, вы придали ему.
Молчалины блаженствуют на свете.
Но чтоб иметь детей,Кому ума недоставало?
Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?