Анализ стихотворения Тютчева «Безумие»
«Безумие» считается одним из самых загадочных стихотворений Тютчева. По сей день среди литературоведов не существует общепринятого его толкования. По мнению некоторых исследователей творчества поэта, речь в произведении идет об искателях воды. Другие утверждают, что Федор Иванович в тексте выступил против натурфилософии Шеллинга и ее приверженцев. Также есть версия, что стихотворение представляет собой самокритическое высказывание, посредством которого Тютчев облек в слова сомнения в собственном пророческом даре. Вероятно, как это нередко бывает, истина находится где-то посередине и ее крупицы разбросаны по всем наиболее известным вариантам толкования, поэтому не стоит полностью отрицать ни один из них.
Ключевая тема стихотворения заявлена в его заглавии – безумие. В первой трети девятнадцатого столетия поэты часто обращались к ней. Раскрывалась она с двух кардинально разных точек зрения. Безумие воспринималось либо в качестве настоящего проявления мудрости, позволяющего постичь сокровенные тайны бытия, либо как тяжелейший недуг, страшная трагедия для мыслящего человека. Первая трактовка встречается в стихотворении Баратынского «Последняя смерть»: «…С безумием граничит разуменье». Второй точки зрения придерживался Пушкин, что нашло отражение в знаменитом произведении «Не дай мне бог сойти с ума…». У Тютчева тема раскрыта по-новому. Безумие у него ассоциируется с веселой беззаботностью и даром предвидения. Кроме того, поэт наделяет его эпитетом «жалкое». С одной стороны – перечислены противоречивые характеристики, с другой – они все-таки образуют единство.
Действие стихотворения «Безумие» разворачивается в пустыне. Образ этот в лирике тютчевской эпохи имел несколько главных трактовок. Пустыня рассматривалась как место философского уединения, прибежище отшельников и пророков. Также она выступала в роли пространства, где вершился последний суд. Нередко ее воспринимали в качестве метафоры жизни как юдоли. В анализируемом тексте пустыня – одновременно и место финального суда (недаром в первых строках есть намеки на случившийся апокалипсис), и приют, обретенный безумием.
К одному из ключевых мотивов стихотворения – мотиву пророческого дара, свойственного поэту, Тютчев вернулся в позднем лирическом высказывании – «Иным достался от природы…» (1862). Небольшое произведение, состоящее всего из восьми строк, посвящено Фету.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑
Анализ стихотворения «Безумие» Тютчева
«Безумие» — пример барочно-романтической поэзии Федора Ивановича Тютчева.
Стихотворение написано в 1830 году. Автору его исполнилось в эту пору 27 лет, он женат и служит России на дипломатическом поприще в Германии. По жанру – философская лирика, по размеру – ямб с рифмовкой перекрестной, 4 строфы. Закрытых и открытых рифм поровну. Лирический герой довольно экзотичен. Это одушевленное безумие, а впрочем, просто безумный человек, возомнивший, что он в состоянии открыть все тайны бытия. В 1 строфе описывается то ли линия горизонта, то ли вселенская катастрофа: «с Землею обгорелой» сливается небо. Именно там, между небом и землей, проживает Безумье. Оно там не тужит, напротив, веселится, не зная забот, избегая всякой серьезности и земных теней. Собственно, поэтому оно и «жалкое». На что надеется человек, если ведет себя подобно страусу, согласно известному выражению, зарывающему голову в песок?.. Во 2 четверостишии сей безумец, сильно напоминающий всякого человека, занимающегося искусствами, лежит на горячем песке, уставясь «стеклянными очами» (от жары и усталости) в облака. «Чего-то ищет»: точнее, выдумывает, сочиняет. В 3 строфе, не обращая ни на что вниманья, повинуясь лишь внутреннему голосу, он уже жадно внимает звукам земли, припав к ней «чутким ухом». Ему кажется, что он первооткрыватель, победитель, вождь, дарующий другим живую воду. В заключительном же четверостишии «мнит» можно истолковать двояко. И как «воображает» — а значит, поэт жестоко утверждает, что герой обманывает и себя, и других, и как «почти слышит» реально существующие, но скрытые источники Вод. Жажда не только физическая, а душевная, и, как знать, и духовная томит героя. Он ждет обновления, преображения, возрождения надежды. Исследователи склонны сближать это стихотворение с системой более позднего экзистенциализма, ужаса жизни, и полемику с пушкинским «Пророком» (Ф. Тютчев, выходит, не склонен преувеличивать возможности искусства в миропостижении, тем более, сравнивать их с пророческим служением), и скептицизм в отношении воззрений натурфилософов, выведших из лозоходства (поиска воды наитием людьми с особыми способностями) мысль о могуществе человека и его «сотрудничестве» с природой. Рефрен-анафора «там». Сравнение: как дым. Многоточия в конце каждой строфы. Эпитеты: колыбельное, шумный.
В философской лирике Ф. Тютчева нередки ноты отчаяния и сомнения, возвышения человека и его уничижения.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках