Темы философской лирики
Философская лирика опирается на уже сложившуюся систему взглядов. Поэтому идеи, которые она развивает, часто граничат с догматами по четкости формулировок, линейности и последовательности.
Принадлежность к философской поэзии можно увидеть из названий некоторых стихотворений («Мудрость», «Беспредельность», «Мысль»). Здесь нет места индивидуальности лирического героя: его образ размыт, обобщен.
- столкновение пространства и времени, их «стыки», переходы, изломы; двойственность бытия;
- взаимосвязь человека и природы;
- отрицание современного общества;
- предчувствие грядущих трагедий, переворотов, катастроф;
- антииндивидуализм;
- бытие отдельного человека и целого мира.
Художественная форма произведений соответствует содержанию с его развернутостью суждений. Композиция философского стихотворения обычно подчинена законам логики.
стихи
КЛОАКАЛюбинаПортреты юдиц за черными и алыми столамиЯков ЕсепкинКоторый день идут дожди…Артур ГариповКогда стучит по ставням дождь…Артур ГариповПоследний шагЖанна БариноваПортреты юдиц в призрачных столовыхЯков ЕсепкинПортреты юдиц в опереЯков ЕсепкинЗемля, как мало в имени твоём…Артур ГариповНикогда не скажу я о бренном…Алексей БорычевСёстрыАртур ГариповНе мыслить о вечном…Алексей БорычевПортреты юдиц в зефирном июлеЯков ЕсепкинВ твоих руках огромный дуб…Артур ГариповПортреты юдиц в желти и серебреЯков ЕсепкинРазглядывая звёздное небо…Артур ГариповПортреты юдиц в желти и пурпуреЯков ЕсепкинНа смертьДениза АсадиТень генияДмитрий ШнайдерПортреты юдиц в желти и карминеЯков ЕсепкинПредсказуемые страхиДениза АсадиКогда в онеменье пустынном…Алексей БорычевЛето, август, воскресенье…Артур ГариповПортреты юдиц с леканами и виноградомЯков ЕсепкинПылящий человекДмитрий ШнайдерО высоком…Артур ГариповИз области фантазии…Артур ГариповЧеловек и лошадьАртур ГариповЗабытый путь мойАлексей БорычевШла серебряная песня…Алексей БорычевПолеты с феямиЯков ЕсепкинБереги меня, кручина…Алексей БорычевЗакат. Рассвет. Опять закат…Алексей БорычевПиры у ночных МузЯков ЕсепкинЗлится грозный небосводДмитрий Шнайдер15 июля 2023 г.Дениза АсадиОтзвени во мне, июль!..Алексей БорычевПесни СиренЯков ЕсепкинПесни в изумрудной сениЯков ЕсепкинВсё прошло. Осталась песня…Алексей БорычевНочи у спящих царевенЯков ЕсепкинЧеловеческая сущностьДениза АсадиНочи у ЛетииЯков ЕсепкинЛицемерамДениза АсадиОгоньки бывают разные…Алексей БорычевЛунная ледиЖанна БариноваШкольное фото… / КарбышевцыАртур ГариповНочи у иродицЯков ЕсепкинНочи с тенями камен и рапсодовЯков ЕсепкинНочи с богинямиЯков ЕсепкинНочи в ОдеонеЯков ЕсепкинСловоkenguruНочи в ИудееЯков ЕсепкинСрокkenguruМел и червностьЯков ЕсепкинЧернобылюДениза АсадиКамерные песни меловницЯков ЕсепкинИз эолийских песенЯков ЕсепкинПусть будет чисто, где живём…Артур ГариповВ тяжёлых сумерках…Алексей БорычевЗастолья у юродицЯков ЕсепкинСердце ЖизниДениза АсадиСонЛюбинаЗастолья у ЮвентыЯков ЕсепкинПощëчинаДениза АсадиЗастолья у эринийЯков ЕсепкинВ предсмертной агонииДениза АсадиФантом царевныЖанна БариноваЗастолья у обручницЯков ЕсепкинЗастолья у ночных княгиньЯков ЕсепкинДорога, нас объединяет…Артур ГариповЗастолья у МортыЯков ЕсепкинК П…Артур ГариповЗастолья у меловых царицЯков ЕсепкинЛюди чужды…kenguruЛюди чужды…kenguruЗастолья у КибелыЯков ЕсепкинПочему киты поют…Артур ГариповЗастолья у гиадЯков ЕсепкинТощие мышцы болот…Алексей БорычевПосвящение человекуДениза АсадиЗастолья с феямиЯков ЕсепкинТри часаЛюбинаЦифровая битваБалтороссЗастолья с феями ЭдемаЯков ЕсепкинЗастолья с феями у ГебыЯков ЕсепкинИголкиДениза АсадиЗастолья с феями и волхвамиЯков ЕсепкинКрасотаkenguruЗастолья с феями Ада и богинямиЯков ЕсепкинЗастолья с тенями пиитовЯков ЕсепкинЗастолья с нимфамиЯков ЕсепкинХвоя. Хвоя. Лёд и пламя…Алексей БорычевМир в запылённом и рваном пальто…Алексей БорычевПо комнатам гуляют сквозняки…Алексей БорычевЗастолья с менадамиЯков ЕсепкинКогда меня не станетДениза АсадиОдиночествоЛюбинаЗастолья с меловницамиЯков ЕсепкинНочьКостина Полина НиколаевнаЯ не тотКостина Полина Николаевна
страницы: 1
Философская лирика в узком и широком значении
Понятие «философская лирика» объединяет две категории стихотворений.
Философская составляющая присутствовала в творчестве многих знаковых поэтов эпохи. В этом смысле к поэтам-философам можно отнести Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина.
Смотрите это видео на YouTube
Философская лирика А.С. Пушкина конца 1820-х–1830-х гг
(см. также «Стихи Пушкина, которые легко учатся»)
Во-вторых, речь идет о собственно философской лирике. В широком понимании философская лирика – это совокупность произведений, в которых любая мысль закончена и самодостаточна, а выстроенная автором система взглядов подчинена определенной концепции.
Философская лирика не ограничивается только содержанием. В ней выражается особый склад мышления поэта, в согласии с которым ведется художественный поиск.
Особенности сюжета философской лирики
Определение сущности
Первая особенность сюжета философской поэзии заключена в развитии концепции произведения. Наиболее часто встречается построение, при котором формулируется определение того или иного понятия.
Задачей философской лирики является выявление сущности, смысла. Поэтому движение сюжета в философском стихотворении направлено на определение. Цель такого определения – не просто охарактеризовать явление, а выявить его сущность.
Например, у Тютчева встречаются такие определения природы:
Противопоставление понятий
В основе любого сюжета лежит противоречие, выступающее движущей силой произведения. Но из-за отсутствия в лирическом сюжете хронологии как таковой, в поэзии редко возникает прямое столкновение – конфликт. Чаще речь идет о противопоставлении, оппозиции идей и понятий.
При этом в стихотворении не всегда присутствуют сразу оба «участника» оппозиции. Один из них может подразумеваться контекстом, находиться за рамками стихотворения, присутствуя в тексте в виде оспариваемой точки зрения.
Таким образом, сюжет философской лирики строится на нравственно-философских, социально-философских или натурфилософских противоречиях. Происходит столкновение всеобщих значимых понятий, так называемых «начал жизни».
Натурфилософские оппозиции сильны в лирике Тютчева. В роли противопоставляемых начал у него выступают человек и природа, личность и общий закон бытия, жизнь и смерть, гармония и хаос:
Стихотворение построено на противопоставлении гармонии природы и неуравновешенности человеческой жизни. Отсюда следует вывод о принципиальной, качественной разности человека и природы.
В стихотворениях Баратынского наивность лирического героя сталкивается с трезвостью рассудка, жизнь – со смертью, движение – с покоем, свобода – с привязанностью, гармония – с бунтом:
Ключевые черты философской лирики
Основываясь на вышесказанном, можно выделить следующие особенности философской лирики:
- наличие философского замысла, продуманной концепции;
- размышления о соотношении идеального и материального, духовного и чувственного, вечного и бренного, божественного и земного;
- некоторая догматичность и категоричность мысли;
- монументальность;
- однозначность мысли, часто – поучительность;
- главенство мысли над чувством;
- размытость лирического героя, его слияние с человечеством в целом;
- обобщенный психологизм;
- расширение временных рамок до вечности, а границ пространства до вселенной;
- заданность круга тем и жанра (например, ода, послание).
Напротив, медитативно-вдумчивая поэзия, не являющаяся собственно философской, характеризуется большей непосредственностью, живостью, свободой выражения чувств. Лирический герой в ней – это самостоятельная личность, а пространство и время сводятся к «здесь» и «сейчас». Лирика этого направления обращается к более широкому диапазону тем, пользуется свободой форм и поэтических конструкций.
Философская лирика в русской традиции
Предвестники философской лирики
Философское направление в русской поэзии начало формироваться еще в конце XVIII века. К первым поэтам-мыслителям той эпохи принято относить Г. Р. Державина и Е. А. Баратынского. В своих произведениях они затрагивали важнейшие вопросы человеческого бытия: жизнь и смерть, отношения человека и природы, ход истории, назначение искусства и другие. Стихи складывались в единую систему размышлений со своими аргументами и анализом:
Значительное сближение философии и поэзии произошло в середине 1820-х годов, когда в России возник литературный кружок «Общество любомудрия». Его участники стремились к созданию нового искусства, подчиненного принципам философии.
В сочинениях поэтов-любомудров поэзия соединилась с метафизическим осмыслением главнейших вопросов бытия. В результате возникло такое направление, как философская лирика.
Расцвет философской лирики
В поэтической традиции ХIХ века философская лирика продолжила укореняться. Ярким примером художественной философии того времени является творчество Ф. И. Тютчева. Произошло усиление философии и в лирике позднего А. А. Фета. Позже она станет определяющей в поэзии Д. С. Мережковского, И. Ф. Анненского, В. И. Иванова, З. Н. Гиппиус.
К концу ХIХ века философская лирика стала одним из ключевых направлений в русской поэзии, пережив существенную трансформацию. Исторические и духовные сдвиги в обществе, культурный перелом на рубеже эпох вызвали потребность в подведении итогов, обобщениях, размышлениях. Поэты говорили о современных им проблемах, обращаясь к универсальным, общечеловеческим истинам.
В этот период расцветает творчество философа-поэта В. С. Соловьёва. Им были затронуты новые темы и формы художественного выражения идей. Большинство его стихов имеет философскую основу, в них поднимаются вопросы любви, человеческого бытия, природы, космоса:
Современная философская лирика: заключение
В XXI веке люди по-прежнему задумываются о смысле жизни, нравственных ценностях и главных метафизических вопросах. Это значит, что философская поэзия продолжает существовать и развиваться.
Темы современных философских стихов во многом созвучны вопросам, занимавшим поэтов прежних эпох. Это не удивительно, ведь человеческая природа мало меняется с течением времени. Философия в стихах формирует мировоззрение, помогает читателю на какое-то время остановиться и подумать о вещах, которых он прежде не замечал.
В этих стихах нет места категоричности. Читатель может как согласиться с авторской точкой зрения и пофилософствовать вместе, так и отвергнуть его взгляд на вещи. Во многом восприятие философской лирики зависит от личного опыта.
Философские размышления представляют благодатную почву для творчества. Хотите написать философское стихотворение, но не знаете, с чего начать? Вам поможет наша статья о том, как научиться писать стихи.