Мудрые мысли
Первое высказывание Баласагуни, о котором нельзя не вспомнить, говорит о зле и добродетели. Юсуф пишет: человек не стал бы страдать из-за тяжёлых мыслей, если бы зло было слабым, а добро – сильным. А если бы в мире существовали законы справедливости, то человек не обижался бы на свою судьбу. Говорит поэт и об отрицательных качествах человека. В своей корысти, утверждает Баласагуни, люди попросту жрут друг друга, как скорпионы.
В книгу включены различные поговорки и пословицы, которые характеризуют образ жизни кочевников
При этом автор просит читателя обратить внимание на то, что одно и то же слово или совет мудрецу пойдут на пользу, а вот глупцу могут причинить вред
Поэма «Благодатное знание»[править | править код]
Образ Юсуфа Баласагуни на 1000-сомовой банкноте Киргизии
Поэма «Благодатное знание» — одновременно и художественное произведение, и этико-дидактический и политико-философский трактат. Действующие лица — аллегорические образы, олицетворяющие справедливость (Кун-Тогды), счастье (Ай-Толды), разум (Огдулмиш), довольство (Огдурмиш). Поэма построена в форме диалогов между основными персонажами.
Поэма написана в размере мутакариб арабской системы стихосложения аруз и является первым примером использования аруза в тюркской литературе. Форма написания — сдвоенный стих маснави.
Первый сохранившийся вариант текста, написанный уйгурским письмом и найденный в XV веке в Герате, хранится в Австрийской национальной библиотеке в Вене. Второй вариант, написанный арабским письмом, хранится в Каирской национальной библиотеке. Третий вариант найден в Узбекистане в Намангане.
Полный текст «Благодатного знания» впервые опубликован в СССР в 1983 году под руководством академика А. Н. Кононова в научно-академической серии АН СССР «Литературные памятники».
Ссылки
- Персоналии по алфавиту
- Персоналии XI века
- Писатели по алфавиту
- Писатели XI века
- Тюркские поэты
- Персоналии:Кашгар
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Баласагуни, Юсуф Хасс Хаджиб» в других словарях:
Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни — Юсуф Баласагуни на национальной валюте Киргизии Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни (Баласагунский) среднеазиатский писатель. Жил в XI веке в государстве Караханидов. Юсуф родился в столице государства Караханидов городе Баласагун. В возрасте 50 лет он… … Википедия
Баласагуни — Баласагуни, Юсуф Хасс Хаджиб Юсуф Баласагуни на национальной валюте Киргизии Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни (Баласагунский) среднеазиатский писатель. Жил в XI веке в государстве Караханидов. Юсуф родился в столице государства Караханидов городе … Википедия
Баласагуни — Юсуф Хасс Хаджиб (Баласагунский) (1021 ?) Среднеазиатский поэт, ученый, философ. Родился родился около 1021 в Баласагуне. Писал на тюркском языке. Обладал обширными познаниями в области гуманитарных и естественных наук. Автор поэмы Кутадгу билиг… … Сводная энциклопедия афоризмов
Юсуф Баласагуни — на национальной валюте Киргизии Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни (Баласагунский) среднеазиатский писатель. Жил в XI веке в государстве Караханидов. Юсуф родился в столице государства Караханидов городе Баласагун. В возрасте 50 лет он завершил поэму… … Википедия
Юсуф Баласагунский — Юсуф Баласагуни на национальной валюте Киргизии Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни (Баласагунский) среднеазиатский писатель. Жил в XI веке в государстве Караханидов. Юсуф родился в столице государства Караханидов городе Баласагун. В возрасте 50 лет он… … Википедия
Юсуп Баласагуни — Юсуф Баласагуни на национальной валюте Киргизии Юсуф Хасс Хаджиб Баласагуни (Баласагунский) среднеазиатский писатель. Жил в XI веке в государстве Караханидов. Юсуф родился в столице государства Караханидов городе Баласагун. В возрасте 50 лет он… … Википедия
-
Социальные изменения социальные революции и реформы кратко
-
Цель организационной работы в школе
-
Школа 176 санкт петербург рейтинг
-
Методы обучения рисованию в отечественной школе xix века
- История адаптивного физического воспитания и адаптивного спорта для лиц с поражением зрения кратко
Память[править | править код]
- В столице Кыргызстана Бишкеке установлен памятник Юсуфу Баласагуни.
- Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына получил современное название в 1992 году.
- Ряд улиц в Кыргызстане носят его имя.
- Изображение Баласагуни присутствует на банкноте кыргызской национальной валюты в 1000 сом. Также Национальным банком Кыргызстана были выпущены памятные монеты к юбилею (1000 лет со дня рождения) поэта.
- Имя Юсуфа Хасс Хаджиба носят улицы в городах Узбекистана: Ташкенте, Андижане, Самарканде.
Мавзолей Юсуфа Баласагуниправить | править код
Мавзолей поэта в Кашгаре был возведён в 1865 году, однако в 1972 году в ходе китайской «культурной революции» он был разрушен, а на его месте была построена школа. После смерти Мао Цзэдуна мавзолей был восстановлен на прежнем месте, а школу перевели в другое здание. При восстановлении мавзолея на его территории были обнаружены ещё несколько неизвестных захоронений. Могилу, приписанную Юсуфу Баласагуни, украшают надписи на китайском, арабском и уйгурском языках.
Образование
Как и все светские люди того времени, Юсуф был весьма образованным человеком. Он проходил обучение в Бухаре, Фарабе и Кашгаре – признанных культурных центрах. Интересы его были весьма обширны: он превосходно играл в шахматы, увлекался поэзией и наукой, политикой и философией. К тому же Юсуф в совершенстве владел такими языками, как персидский и арабский. Это позволило ему проработать научные и философские сочинения в самых разных отраслях знаний.
О своей поэме сам поэт говорил следующее: она написана на тюркском языке, причём том тюркском, который можно отнести к караханидской эпохе. Именно поэтому большая часть тюркоязычных народов считают эту поэму первым шедевром всей письменной литературы мусульманской эпохи, так называемого Мусульманского ренессанса. До наших дней дошли три поздние копии этого произведения.
Вы здесь
Главная Авторы Баласагуни Юсуф
Цитаты и высказывания Баласагуни Юсуф
Несчастен муж красавицы-жены —Он желт лицом, года его черны.Ценитель красоты не он один,Ведь есть глаза и у других мужчин.Он будет, бедный, до скончания днейНе муж своей жены, а страж при ней.С женой своею будет счастлив тот,Кто честность в ней и доброту найдет.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Владенье словом – дар едва ль не лучший.
Присловье вспомнить я могу на случай:
Мое призванье – слово, а желанье —
Восславить разум, возвеличить знанья.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Все в мире лживо, и на горе всем
Невежество болтливо, разум нем.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Богатство как соленая вода:
Мы пьем и не напьемся никогда.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Сперва меня сознанье озарило.
Оно слова и знанье подарило.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
И создал человека Бог единый
Из воздуха, воды, огня и глины.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Известны мне два вида благородства:
Меж мудростью и властью
вижу сходство.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Знай, быстротечно всё, что нам дается,
Навечно только слово остается.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Ты сам умрешь и превратишься в прах,
А слово в чьих-то будет жить устах.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Порой бывает, что слова ученых
Сильней царей, сильней земных законов.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Хоть, люди, мы на горькое не падки,
Но горькие слова бывают сладки.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Речь умного, как влага из колодца,
Речь глупого бедой к нему вернётся.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Речь знающего обнаружит знанья,
Как близость мускуса – благоуханье.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Людская речь – она была от века
Лишь отраженьем мысли человека.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Не думай, как бы ни был ты велик, что ты всего достиг и все постиг.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Мудрец бессмертью служит
светом знаний,
А что глупец заслужит,
кроме брани?
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Сорокалетье — вот рубеж извечный,
Попутным ветер был, теперь он встречный.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Уменье что-то скрыть порой ценней уменья говорить.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Одно и то же слово и совет
На пользу мудрецу, глупцу — во вред.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Где б место ни было отведено,
Мудрец его украсит все равно.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Кичащийся знаньем
от знаний далек,
Признался в незнанье —
достигнешь высот.
Познание —
море без края и дна.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
И понял я теперь, на перепутье:
Нет в человеке человечьей сути.
На свете нет добра, нет состраданья,
Искать друзей — напрасное старанье.
Тот, кто считался равным, добрым, близким,
Коварным оказался, злым и низким.
Чем боле я кого-нибудь любил,
Тем больше боли он мне приносил.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Коль хочешь говорить, скажи, но кратко,
Чтоб был в едином слове смысл десятка.
Будьте первым, кто поставит «Нравится»
Письменное наследие тюркского мыслителя Юсуфа Баласагуни 12+
— Вы правы, это произведение искусства, которое посвящено управлению страной. Что касается того, служил ли он Конституцией, в целом, я считаю, что любое произведение искусства не может быть Конституцией. Однако верно, что он пытался передать закон и принцип через искусство. Главной целью Юсуфа Баласагуна было показать, что государство Караханидов, которым правил Бугра-хан – это великий каганат, продолжающийся из эпохи саков, гуннов, от Аттилы, Муд каганов, от Культегина, Тоныкока, Бильге-Каганов эпохи восточных тюрков, и донести, что управление страной – это аманат, оставшийся от всех этих Каганов. Это произведение подчеркивает, что управление страной не случайно появилось в наших степях и не является работой, которую можно сделать как попало, дает знать, что за ней стоит судьба народа с тысячелетней историей. Линия произведения от начала до конца затрагивает проблему управления страной.
Что касается разницы между тремя вариантами, то, по мнению ученых, она невелика. Например, если страницы в одной версии потеряны по разным причинам или не скопированы, то стихи сохранились в следующей версии. Получается, три варианта дополняют друг друга. Следует отметить, что все три являются не оригиналами, а копиями оригинала. То есть даже в то время книги были не только написаны в одном экземпляре, но были скопированы в большом количестве и разошлись по всему миру. Это показывает, какой была наша письменная культура, наша книжная культура в то время. На сегодняшний день доступно всего три экземпляра. Так что существенной разницы между этими тремя нет. Турецкий ученый Рашид Рахмети Арат прочитал все три версии рукописи, сравнил тексты и составил полный текст. Я сделал перевод на основе работы Р.Р.Арата и чтения Ферганской и Каирской версии.
«Байат аты бірлә сөзүг башладым.
А. Егеубаев переводит двухстрочный стих следующим образом:
«Алла атымен бастадым сөз әлібін,
Большое спасибо за то, что уделили особое внимание нашей исследовательской работе и пригласили нас на интервью. Желаю вам удачи!. Обычный человек поест – и сыт,
Обычный человек поест – и сыт,
А жадный взять побольше наровит.
Он, ненасытный, все сгребает в рот,
Покуда смерть его не приберет.
Ю. Баласагуни родился в богатой семье, а потому с ранних лет мог получить качественное образование. Начальное – в родном городе Баласагуне, а высшее в г.Кашгаре. Окончил медресе Сажийе, а также смог обучиться в других авторитетных культурных центрах того времени.
Образованность и просвещенность позволили Юсуфу Баласагуни стать выдающимся гуманистом своего времени. Мыслитель резко осуждал деспотизм ханов, жестоко эксплуатировавших бедняков. Он призывал имущих помогать бедным, делясь едой и средствами к существованию.
Богатым быть хочешь – корысть заглуши,
Копи, о достойный, богатства души.
Будь к добрым делам всею силой влеком
И верь: на добро отвечают добром.
В делах не гневись, приглушай свои страсти,
Гневливые беки лишаются власти.
С людьми объясняйся спокойно, негрубо,
Ведь грубость страшнее огня-душегуба.
Все смертны, и вечно лишь доброе имя
Того, кто был славен делами своими.
Даёт справедливость и славу и честь,
По сути она человечность и есть.
Наследие Ю. Баласагуни оказало большое влияние на развитие культуры тюркского мира. Творчество мыслителя, как одна из важнейших частиц общемировой литературы, является величественным памятником и маяком для развития всего человечества.
Юсуф Хас Хаджиб Баласагуни (кирг. Жусуп Кас Кажып Баласагын , уйг. يۈسۈپ خاس ھاجىپ , узб. Yusuf Xos Hojib, Юсуф Хос Ҳожиб ) — тюркский писатель. Жил в XI веке в государстве Караханидов, в городе Кашгар, где и похоронен.
Islamsng.com
Новый сайт
Islamsng.com должен стать
проводником в мусульманском пространстве Содружества Независимых государств. В
настоящее время страны, где члены уммы являются историческим большинством,
численно преобладают в СНГ. Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан,
Таджикистан и Туркменистан составляют 6 из 11 государств СНГ. И в самой России
существуют регионы с мусульманским большинством в лице Татарстана,
Башкортостана, республик Северного Кавказа; семизначной цифрой выражается
численность мусульман в Волго-Уральском регионе и Западной Сибири. Исторически
большая часть Украины и Молдова входили в состав Золотой Орды, а крымские
татары, несмотря на все трагедии, вновь вернулись на родной полуостров. К
Средневековью относится и формирование общины белорусских татар. Нельзя не
упомянуть о массовом и не всегда добровольном перемещении мусульман в результате
процессов индустриализации в Российской империи, а затем в СССР, миграций после
распада СССР.
Миллионы
людей передвигаются в странах СНГ в рамках безвизового режима. Кто-то из них
осуществляет краткие поездки с целью туризма или посещения друзей и
родственников, кто-то отправляется на учебу и работу, часть из них оседает в
новом месте, происходит воссоединение семей. Стабильный процесс сокращения
российского населения требует все большего количества мигрантов для нашего
Отечества. При этом выходцы их стран СНГ, по причине близости языка и религии,
общего опыта проживания в российском имперском и советском пространстве являются
предпочтительным вариантом.
Изучение
ситуации в странах СНГ не должно ограничиваться только проблемами миграции и
отношений между гражданами. В силу своих природных богатств и выгоды
географического положения страны СНГ, особенно с мусульманским большинством,
являются в настоящее время важным фактором мировой политики и глобальной
экономики. Место «Великого шелкового пути» и «Великого волжского пути» заняли
магистральные газо- и нефтепроводы, соединяющие их с Россией, Западной Европой,
Китаем, Ираном. Однако наличие нестабильных соседей, прежде всего в лице
Афганистана, местами внутренняя нестабильность, неурегулированность ряда
международных споров и вмешательство иностранных государств, не дают возможности
для использования всего потенциала. В свою очередь, это приводит к бедности
граждан, росту среди них чувства ущемленности и радикальных настроений.
Поэтому ради
общего блага необходимо продолжение и расширение стабильного сотрудничества на
евразийском пространстве СНГ. «Великий шелковый путь» от Китая до Черноморья и
«Великий волжский путь» от Балтийского до Каспийского морей сложились уже более,
чем тысячелетие назад. Здесь государства гуннов, Великий Тюркский каганат,
Хазарский каганат, Золотая Орда, Казанское ханство, российское государство
осуществляли связующую роль по обеспечению взаимовыгодных связей между Западом и
Востоком. Ярмарки в Итиле, Сарае, Казани и Нижнем Новгороде были в свое время
важнейшим барометром развития евразийской экономики. Теперь интегрирующая роль
переходит к СНГ в рамках складывающегося единого таможенного пространства. Наш
сайт постарается осветить исторические корни, современное состояние и
перспективы развития мусульманского, да и всего общего пространства в странах
СНГ.
Биография Юсуфа Баласагуни
Согласно данным исследователей, Юсуф появился на свет в 1017 году. Отец будущего поэта был видным человеком, весьма обеспеченным. Местом рождения Юсуфа был город Баласагун, более известный под названием Кыз-Орда. Месторасположение этого города достоверно не установлено. Существует две версии: согласно первой, Баласагун стоит искать неподалёку от Токмака, в Чуйской долине. Вторая версия говорит о том, что город находился в верхней стороне Актобе, на территории Жамбылской области.
Историки полагают, что Баласагун был крупным торгово-ремесленным центром государства Караханидов. Государство это объединяло несколько тюркских племён и существовало на протяжении трёх столетий. Социально-экономической основой города и государства являлись кочевники и оседлые крестьяне.
Юсуфа Баласагуни можно смело считать выходцем из уникальной культурной зоны и вместе с тем политического региона, который охватывал в те времена Отрар, Шаш, Чуйскую долину, Кашгари, Тараз, Прииссыккулье и Фергану. Если говорить о культурно-языковом отношении, турецкого поэта можно считать общим предком всех тюркоязычных народов. В географическом плане Баласагуни близок к киргизам и казахам.